Войти

Армянский Стоунхендж

Говорят, что в Армении нет горизонта — куда ни посмотришь, всюду высятся горы. Есть там и каменные сады, и лабиринты, и даже симфонии. А еще есть целое каменное войско — Зорац-Карер. Семь с половиной тысяч лет назад его воины встали в дозор на высокогорном плато на юге Армении и не собираются покидать свой пост.

Среди ученых нет однозначного мнения ни по поводу точного возраста мегалитического сооружения в Армении, ни по поводу его предназначения. Пытаясь датировать менгиры Зорац-Карера, или армянского Стоунхенджа, как его по-другому называют, исследователи сошлись лишь в одном: они старше Египетских пирамид.

Кто их построил? Местные легенды упорно связывают появление каменного воинства с деятельностью племени карликов, когда-то обитавшего в здешних местах. Маленькие люди затеяли масштабное строительство, но сил у них не хватило, и тогда они позвали на помощь великанов.

Те, верно, в душе были ландшафтными дизайнерами, и подошли к делу творчески. Постарались на славу: на площади в 7 гектаров вертикально установили 223 огромных каменных плиты высотой от 1,5 до 2,8 метров. Одни камни выстроили в линию, другие — закрутили в эллипс, а третьи — сложили буквами «П» и «Т», так, чтобы получились дольмены.

Комплекс также известен под тюркским названием Гошун-Даш – войсковые камни. По народному преданию, там, на горном плато нашел свой последний приют некий видный военачальник, над его могилой — дольмен, а под отдельно стоящими менгирами покоятся с миром его воины. Гробокопатели, принявшие легенду на веру, были разочарованы: под менгирами им не удалось найти ничего — ни самих останков, ни богатого вооружения и экипировки.

Поющие камни, или Караундж — это все те же камни, слагающие армянский Стоунхендж. Дело в том, что у восемьдесяти из них есть интригующая отметина — сквозное отверстие в верхней части. В том, что это творение рук человеческих, нет никаких сомнений.

Но с какой целью древние люди проделали их? Вряд ли только для того, чтобы насладиться музыкой камней: хотя, конечно, ветер, попадая в отверстия, и сейчас выводит такие мелодии, что иному

композитору впору завидовать.

Мне нравится
41