Новое открытие в Атлантическом кодексе Леонардо да Винчи
Атлантический кодекс — одна из самых обширных и увлекательных коллекций рисунков и сочинений Леонардо да Винчи. Его сохранение является большой проблемой для ученых и исследователей. Углубленное исследование, опубликованное в Scientific Reports, было проведено Миланским политехническим университетом на листе 843 Кодекса, чтобы понять происхождение некоторых черных пятен, появившихся несколько лет назад на современном паспарту, переплетающем оригинальные фолианты Леонардо.
Междисциплинарная исследовательская группа под руководством Люсии Тониоло, профессора материаловедения и технологий Миланского политехнического университета, использовала ряд неинвазивных и микроинвазивных методов анализа для изучения этого явления, его природы и причин.
Атлантический кодекс, подаренный Veneranda Biblioteca Ambrosiana в 1637 году, был предметом крупной реставрации, проведенной Laboratorio del Libro Antico (Лабораторией реставрации древних книг) аббатства Гроттаферрата в период с 1962 по 1972 год. Вмешательство закончилось. при выпуске 12 томов с 1119 листами: на каждой странице есть паспарту с панелью (добавленной реставраторами в Гроттаферрате), обрамляющей оригинальные фрагменты Леонардо.
С 1997 года Кодекс хранится в помещении со строго контролируемым микроклиматом, в соответствии со стандартами сохранения бумаги.
В 2006 году на паспарту были обнаружены очень маленькие черные пятна, расположенные вокруг панели, обрамляющей и переплетающей фолиант. Это явление почернения, наблюдаемое примерно на 210 страницах Кодекса, начиная с листа 600, вызвало большое беспокойство у хранителей музеев и ученых. Первоначальное вмешательство в 2009 году привело к отвязыванию томов.
Сегодня рисунки индивидуально монтируются на паспарту, в папки и бескислотные коробки. Исследование, проведенное Политехническим институтом, началось в 2021 году во время первоначального пилотного проекта по трем рисункам Кодекса, который включал удаление и замену паспарту листа 843.
Предыдущие исследования исключили, что пятна возникли в результате микробиологических процессов порчи. Исследования, проведенные Миланским политехническим университетом, сочетающие гиперспектральную фотолюминесцентную визуализацию и УФ-флуоресцентную визуализацию с микро-НПВО-ИК-визуализацией, выявили наличие крахмального клея и винилового клея, расположенных в областях, где окрашивание наиболее концентрировано, прямо у края фолио.
Кроме того, было обнаружено присутствие круглых неорганических наночастиц диаметром 100-200 нанометров, состоящих из ртути и серы, которые скапливались в полостях, образованных между целлюлозными волокнами бумаги для паспарту. Наконец, с помощью синхротронного анализа, проведенного в ESRF в Гренобле, удалось идентифицировать эти частицы как метациннабар, сульфид ртути в необычной черной кристаллической фазе.
Углубленные исследования методов консервации бумаги позволили сформулировать некоторые гипотезы образования метациннабари. Присутствие ртути могло быть связано с добавлением антивегетативной соли в клеевую смесь, используемую в технике реставрации Гроттаферраты, которая могла быть нанесена только на определенные участки бумаги для паспарту, именно там, где она держит фолио Леонардо, для обеспечения адгезии. и предотвратить микробиологические заражения Кодекса.
Присутствие серы, с другой стороны, было связано с загрязнением воздуха (в Милане в 1970-х годах уровень диоксида серы SO 2 был очень высоким) или с добавками, используемыми в клее, что со временем привело бы к реакции с солями ртути и образование частиц метациннабаря, ответственных за появление черных пятен.