Люди верят в теории заговора по совершенно логичной причине
Новый обзор дополняет растущее количество доказательств того, что существует множество сложных причин, по которым люди верят в теории заговора, вопреки клише, что это недостаток знаний. Это исследование было опубликовано в Psychological Bulletin.
«Не все сторонники теорий заговора могут быть простодушными, психически нездоровыми людьми — портрет, который обычно рисуется в популярной культуре», — говорит клинический психолог Университета Эмори Шона Боуз. «Вместо этого многие обращаются к теориям заговора, чтобы удовлетворить лишенные мотивации потребности и разобраться в страданиях и нарушениях».
Хотя все мы в какой-то момент сталкиваемся с конспирологическим мышлением, некоторые из этих убеждений могут стать опасными.
Анализируя 170 исследований, в основном из США, Великобритании и Польши, Боуз и его коллеги исследовали мотивацию убеждений людей.
Хотя существует множество влиятельных факторов, данные свидетельствуют о том, что люди, по-видимому, мотивированы потребностью чувствовать себя в безопасности, понимать свое окружение и повышенной потребностью чувствовать себя в социальной безопасности, если эти две другие потребности не удовлетворяются.
Это плохие новости, так как мир вокруг нас становится все более опасным, а наше будущее все более неопределенным.
«Наши результаты показывают, что мотивы в целом являются важными, возможно, даже существенными частями головоломки заговорщических идей», — объясняет команда в своей статье.
Они обнаружили, что социальные угрозы более тесно связаны с конспирологическим мышлением, чем другие угрозы, которые также тесно переплетаются с доверием. Долгое время считалось, что доверие играет ключевую роль в нашей вере в явление, называемое культурным познанием.
Независимо от того, насколько мы образованны, мы с большей вероятностью поверим информации от людей, с которыми мы идентифицируем себя как часть нашей собственной культурной группы.
Боуз и его коллеги также обнаружили, что такие черты личности, как более низкая способность к аналитическому мышлению и более высокая тревожность, имели значительную, но на удивление низкую корреляцию с конспирологическим мышлением.
Исследователи объясняют, что это могло быть связано с тем, что не учитывались достаточно длительные временные рамки или то, как различные черты взаимодействуют друг с другом. Необходимы дополнительные исследования, чтобы разделить эти аспекты.
Однако, как сообщалось в предыдущих исследованиях, нарциссизм — среди отдельных людей и на коллективном уровне — увеличивал вероятность заговорщического мышления, равно как и потребность чувствовать себя уникальным.
Люди, воспринимающие социальные угрозы, с большей вероятностью верили в основанные на событиях заговоры, а не в абстрактные теории, которым больше благоприятствовали индивидуальные черты, такие как нарциссизм и паранойя. Например, правительство США спланировало теракты 11 сентября, а не правительство планирует удержать власть вредными средствами.
«Эти результаты в значительной степени отражают недавнюю теоретическую основу, согласно которой мотивы социальной идентичности могут привести к привлечению к содержанию теории заговора, в то время как люди, мотивированные желанием чувствовать себя уникальными, с большей вероятностью верят в общие теории заговора о как устроен мир», — объясняет Боуз.
Роль охраны и безопасности также объясняет, почему во времена кризиса, в том числе во время пандемии, люди сталкиваются с финансовыми трудностями и неопределенностью в отношении здоровья.
Понимание этих факторов имеет решающее значение для того, чтобы помочь людям избежать этих ловушек мышления и ограничить вред, который они могут причинить.