«Голос моря» помогает альбатросам поймать идеальный ветер
Учитывая, что странствующий альбатрос может весить довольно много, ему приходится выполнять тяжелую работу, летая над обширными участками открытого океана. Обнаружение хороших воздушных потоков может помочь, и эти птицы могут искать их, прислушиваясь к звукам, которые люди не слышат.
Исследователи, отслеживающие траектории этих летающих на дальние расстояния, в опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences статье поясняют, что очень низкочастотный шум, создаваемый столкнувшимися волнами, влияет на направление птиц. Этот вид присоединяется к небольшому, но постоянно растущему списку животных, включая слонов, луговых собачек и почтовых голубей, которые используют такие «инфразвуки».
Ученые отмечают, что эта работа имеет существенное значение, а технология, использованная для достижения этих выводов, является «частью новой эры в изучении поведения и экологии животных».
Исследователи давно задавались вопросом, как совершают такие путешествия странствующие альбатросы (Diomedea exulans), которые могут пролетать более 10 000 километров над открытым океаном за одно путешествие. Поиск подходящих условий ветра, таких как восходящие потоки, чтобы парить, а не махать крыльями, является ключом к сохранению энергии. Большие волны могут помочь создать критические ветровые условия и дать птицам звуковой намек на свое присутствие.
Большие волны производят звук очень низкой частоты, ниже 20 герц и за пределами человеческого слуха, который может распространяться на тысячи километров, особенно когда они сталкиваются с волнами на больших расстояниях, например, во время штормов. Саманта Патрик, эколог из Ливерпульского университета, интересовалась, могут ли птицы использовать эти инфразвуки — «голос моря», как она его называет, — чтобы найти идеальный ветер.
Во время предыдущей поездки Патрик, научный сотрудник Наташа Гиллис и их коллеги отправились на остров Крозе у побережья Антарктиды, где размножаются эти альбатросы, и оснастили 89 взрослых птиц GPS-мониторами, которые отслеживали их перемещения. Они получили данные год спустя, когда птицы вернулись на следующий сезон размножения. Для отдельного исследования они снабдили птиц ошейниками с помощью биологов, содержащих крошечные микрофоны, которые записывали звуки, в том числе инфразвуки, с которыми столкнулись животные.
Для новой работы исследователи проанализировали GPS-треки, разбивая их в зависимости от того, отдыхали ли птицы, искали пищу или летели в новое место. Геофизики из команды объединили записи биологов с данными инфразвукового мониторинга с острова Кергелен в Южном океане, чтобы построить карты «звукового ландшафта» путешествий птиц.
По данным команды, во время дальних полетов птицы имели тенденцию менять курс всякий раз, когда сталкивались с громким инфразвуком. Инфразвуки часто указывают на волновую турбулентность и даже на штормы, хотя пока неясно, как птицы используют эту информацию. Инфразвук явно повлиял на поведение птиц, хотя ученые не смогли определить четкую закономерность того, избегали ли они этих низких частот или стремились к ним.
Тем не менее, ученые считают, что звуки обеспечивают «механизм, с помощью которого альбатросы могут определять благоприятные районы «на лету». Особенно в открытом океане, где мало ориентиров, по которым можно ориентироваться.
Патрик с коллегами согласны с тем, что необходимы дополнительные исследования, чтобы проверить слух альбатросов и узнать, как птицы используют инфразвук в других своих навигационных инструментах, таких как зрение и обоняние. Это поможет понять, как альбатросы составляют мысленные карты своей среды обитания и играет ли инфразвук ключевую роль.