Почему в спелом инжире всегда содержатся останки мёртвых ос?
Инжир сладкий, полезный, плохо жуётся и, да, содержит переработанные останки мёртвых ос. Как осы попали туда? И почему, если это известно, все всё равно продолжают его есть? Странная правда имеет отношение к размножению.
Все отношения инжира и ос сводятся к тому, что ни тот, ни другие, не являются хорошими воспроизводителями, и они просто нашли необычный способ помочь друг другу. Инжир — это на самом деле вывернутый цветок, известный как сикониум. Но из-за его строения большинство насекомых-опылителей просто не могут добраться до пыльцы. К счастью, есть одно насекомое, фиговая оса, которая знает, как подобраться к сикониуму и опылить растение. К сожалению, для ос, это путешествие в один конец.
Осам нужна специфическая среда, в которой растут и питаются их личинки. Просто так случилось, что внутренняя часть инжира — идеальная детская для ос. Поэтому самка осы попадает внутрь инжира сквозь крохотный проход. Единственная проблема в том, что этот проход настолько узок, что они по пути теряют свои крылья и антенны, поэтому потом им никак не выбраться. Тем не менее, эта опасная миссия позволяет осам добраться до идеального места, чтобы отложить яйца.
Фиговая оса
Но как инжир опыляется, если осы могут попасть только в один цветок и остаться там? После того, как яйца вылупятся, будет много самцов и самок ос. После спаривания самцы проводят своё краткое существование, роя тоннели в инжире, тогда как у самок есть запасной выход после их полного развития. Когда они вылетают, на них остаётся немного пыльцы, которую они переносят в другой цветок — так и опыляется инжир.
Получается, что вместе с инжиром мы едим останки самок ос и их мужского потомства? Не совсем: в инжире есть фермент под названием фицин, расщепляющий мёртвых ос на белок, который становится частью зрелого плода. Фактически целого тела осы в инжире не остаётся. И его хрустящие части — это семена, а не останки ос.