Войти

У бонобо обнаружена «уникальная человеческая» языковая способность

Человеческий язык может объединять слова, создавая бесконечное количество значений — способность, которая дает языку его выразительную силу и отличает его от общения других животных. Теперь исследователи обнаружили более скромную версию этой способности у бонобо, нашего ближайшего живого родственника. Обезьяны могут объединять различные крики, чтобы создавать новые значения, сообщает команда в статье, опубликованной в журнале Science.

Это «ключевое» исследование, которое «изменит облик этой области», говорит Маэль Леру, эволюционный биолог из Университета Ренна, который не принимал участия в работе. Открытие является «убедительным доказательством способностей, которые, как предполагалось, присущи исключительно человеку».

Предыдущие исследования показали, что другие виды животных могут объединять свои крики, но только в «тривиальные» комбинации, которые просто складывают значения вместе. Человеческий язык гораздо более мощный: говорящие могут объединять слова в нечто большее, чем сумма их частей. Например, «высокий повар» — это тривиальная комбинация — она означает кого-то высокого и повара. Но «хороший повар» — это не тот, кто хорош и повар: они могут быть хороши в готовке, но ужасны в других областях — возможно, опасный водитель. Эта комбинация слов порождает новое значение.

Чтобы выяснить, способны ли бонобо создавать эти «нетривиальные» комбинации, исследовательница коммуникации животных из Цюрихского университета (UZH) Мелисса Берте провела 8 месяцев, наблюдая за группами диких бонобо в заповеднике бонобо Коколопори в Демократической Республике Конго. Каждый день она и ее гиды отправлялись около 4 утра, чтобы найти бонобо, прежде чем они покидали свои ночные гнезда, а затем отслеживали их весь день. Всякий раз, когда у нее было четкое представление об их действиях, она записывала каждую вокализацию вместе со всем ее контекстом: кто ее издавал, что они делали, как реагировали другие животные и даже какая была погода. С каждым криком можно было связать более 300 контекстных особенностей. В конце концов, Берте начала понимать часть того, что сообщали животные: «Вы видите вокализацию, а затем все двигаются… и очень приятно думать: «Ага, кажется, я начинаю понимать»», — говорит она.

Бертет записал 700 различных вокализации, многие из которых представляли собой комбинации двух отдельных звуков, например, «свист и писк» или «высокое уханье и низкое уханье». Чтобы выяснить, создают ли животные новые значения из этих комбинаций, команда позаимствовала подход из исследований человеческого языка, статистически проанализировав, насколько контекстом делятся друг с другом вокализации. (В человеческом языке слова, которые встречаются в схожих контекстах, как правило, более тесно связаны по значению.)

Выделялись три комбинации: их значения, по-видимому, достаточно отличались от значений составляющих их звуков, поэтому они, казалось, считались нетривиальными комбинациями. «Высокий крик и низкий крик» были одними из них. «Низкий крик», как обнаружила команда, часто используется в ситуациях сильного волнения и, по-видимому, означает что-то вроде «Я взволнован». «Высокий крик» используется, когда бонобо хотят предупредить других о своем присутствии и может означать «Обратите на меня внимание». Но комбинация двух криков не просто означает «Я взволнован, обратите на меня внимание»; вместо этого она передает более тонкое сообщение. Она используется, в частности, когда другая особь демонстрирует агрессивное поведение. Бонобо, использующий эту комбинацию криков, может пытаться остановить другую особь от демонстрации или заставить других в группе обратить внимание на кричащего, предполагают авторы.

Результаты исследования показывают, что у бонобо есть «предшественник» человеческой способности объединять единицы языка для создания новых значений, говорит старший автор Саймон Таунсенд, исследователь коммуникации приматов в UZH. И бонобо, и люди могли унаследовать эту способность от нашего общего предка около 7 миллионов лет назад, говорит он.

Мне нравится
15