Вороны способны распознавать геометрические закономерности
Вороны, бесспорные математические лидеры птичьего мира, сделали это снова. Но на этот раз они покорили не арифметику или философию математики, а геометрию. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
«Утверждение, что только люди могут обнаружить геометрическую регулярность, теперь опровергнуто», — сказал Андреас Нидер, когнитивный нейробиолог из Тюбингенского университета в Германии. «Потому что у нас есть, по крайней мере, вороны».
Это смелое заявление — ни одно другое животное, кроме человека, никогда не обладало такой способностью — но доказательства подтверждают это. «Мы обучили двух чёрных воронов обнаруживать чёткую демонстрацию среди двумерных визуальных форм», — объясняют Нидер и его коллеги в своей новой статье о математических способностях врановых.
«Вороны получили массив стимулов из шести одновременно отображаемых фигур и должны были клевать аномалию («нарушителя»), которая отличалась по визуальным параметрам от остальных пяти базовых стимулов», — пишут они. «Вороны успешно применили общий принцип обнаружения нарушителей к новым стимулам, включая простые многоугольные фигуры».
По сути, это была специальная видеоигра – с добавлением мучных червей. На экране отображалось шесть фигур, одна из которых отличалась от других – «Изначально мы представили несколько совершенно разных фигур», – рассказал Нидер. «Например, пять лун и один цветок».
Задачей птиц было клевать правильную – то есть неправильную – картинку. Если правильно, то они получали свою вкусную награду.
В подтверждение интеллекта воронов (или, возможно, просто вкусности мучных червей) все птицы схватывали все это на удивление быстро. Но для самого теста задача стала немного сложнее: цветы и луны были удалены; на их месте были квадраты, ромбы, изотрапеции и другие различные четырехугольники.
Однако птицы не смутились. Вороны «смогли спонтанно обнаружить нарушителя в первый раз, когда их протестировали с помощью чисто четырехугольных фигур», — сообщается в статье, причем процент успешных попыток оказался значительно выше случайного.
«Они могли бы сказать нам, например, если бы увидели фигуру, которая просто не была квадратом, а была слегка перекошена среди всех других квадратов», — сказал Нидер. «Они действительно могли бы делать это спонтанно и различать выпадающие формы на основе геометрических различий, без необходимости их дополнительного обучения с нашей стороны».
Даже их неудачи намекали на ложный интеллект, в некоторых случаях повторяя типы ошибок, совершаемых определенными человеческими культурами. Это в целом невероятное открытие, которое удивило даже ученых, работающих в той же области: «Бабуины намного ближе к нам, и мы обучали их гораздо больше», — сказал Матиас Сабле-Мейер, когнитивный нейробиолог из Университетского колледжа Лондона, который недавно провел похожее исследование на основе геометрии у этого вида. «После того, как мне не удалось обучить этому бабуинов, я не ожидал, что вороны сделают то же самое».
Тем не менее, какими бы сложными ни были эти геометрические навыки, Нидер полагает, что вороны вряд ли являются единственными животными, которые ими обладают.
«Все эти возможности, в конце концов, с биологической точки зрения, развились, потому что они обеспечивают преимущество в выживании или репродуктивное преимущество», — сказал он. У птиц может быть сравнительно простая структура мозга, но, очевидно, они заставляют ее работать: «Эти животные ужасно умны», — сказал Нидер, — «поэтому, очевидно, эволюция нашла два разных способа создания поведенчески гибких животных».
Итак, какие еще животные могут тайно сдавать математические тесты? Пока мы о них не знаем, но, по словам Нидера, они должны быть где-то там.
«Я бы никогда не осмелился сказать, что это единственный вид», — сказал он. «Мы только сейчас открываем эту область исследований».