Кто поклоняется богине отхожих мест
Разные народы поклоняются разным богам, но вы никогда не угадаете, кого чтили китаянки в эпоху средневековья. Богиню зовутЦзы-гу («Пурпурная дева»), Кансань нян-нян («Госпожа отхожего места»)[1], Кэн-саньгу («Третья дева ямы»), Сань-гу («Третья дева»), Ци-гу («Седьмая дева» или «Дева из рода Ци»).
По преданию, приблизительно в конце VIII столетия, начальник уезда сильно возлюбил свою наложницу Цзы-гу, и это вызвало у его жены такую лютую ревность, что довело до убийства.
Когда Цзы-гу, в канун Праздника фонарей (15 числа первой луны), делала из клейкого риса сладкие шарики с начинкой («юаньсяо»), госпожа пронзила её мечом, а труп сбросила в уборную (нужник), солгав мужу, что наложница сбежала со своим любовником.
Верховный владыка Хуан-ди принял участие в судьбе несчастной Цзы-гу, и, дав дар предвидения будущего, назначил её божеством отхожих мест, так как все прочие вакансии были уже заняты.
Уже в эпоху Сун (960‑1279 гг.) богиня Цзы-гу была весьма популярна у знатных дам и в женской среде императорского гарема как дух предсказаний. К эпохе Южной Сун (1127‑1279 гг.) почитание Цзы-гу становится широко распространённым у простолюдинок, и она входит в число божеств даосской традиции.
В Праздник фонарей, в числе новогодних торжеств, в народе проводилась церемония встречи с Цзы-гу. Надеясь получить ответ с помощью специального гадания, к богине обращались для разрешения вопросов о рождении детей, постройке жилища, об удаче в сельских и торговых делах.