Сколько овец было на Ноевом ковчеге?
Семь. Или четырнадцать.
Соответствующий отрывок из Библии короля Иакова появляется в Книге Бытия, глава 7, стих 2, где Господь велит Ною: «…и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского».
К «нечистому» скоту относят довольно широкий диапазон животных, мясо которых запрещено (тогда и сейчас) употреблять в пищу евреям, — свиньи, верблюды, барсуки, хамелеоны, угри, улитки, хорьки, ящерицы, кроты, стервятники, лебеди, совы, пеликаны, аисты, цапли, чибисы, нетопыри, вороны, орлы и кукушки.
«Чистые» (съедобные) животные включают в себя овец, крупный рогатый скот, коз, антилоп и саранчу.
Таким образом, на борту Ноева ковчега находилось как минимум семь овец — а не пара, как учат в воскресных школах. Однако, по нашему мнению, приведенный отрывок все же допускает двоякое толкование: означает ли это семь самцов и семь самок или их было всего семь? Знатоки непременно скажут, что по семи каждого пола — это чистая катастрофа: бараны стопроцентно попередрались бы друг с другом. С практической точки зрения гораздо лучше взять одного барана и шесть овец.
Однако в другой Библии, Реймско-Дуэйской, официальном католическом переводе латинской Вульгаты [латинский перевод Библии IV века.], опубликованном в 1609 году, ответ сформулирован весьма четко: «…и всякого скота чистого возьми семь и семь, мужеского пола и женского». Так что овец на ковчеге, похоже, было таки четырнадцать.
Средневековые талмудисты потратили уйму времени на дебаты, что сталось с рыбами во время Великого потопа: то ли их бросили на произвол судьбы (мол, спасение утопающих — дело плавников самих утопающих), то ли исполнительный Ной все же прихватил их с собой в специальном аквариуме. В середине XVI века Иоганн Бутео подсчитал, что полезное пространство ковчега должно было составлять 350 тыс. локтей, из которых 140 тыс. занимало бы сено.
Но сам потоп действительно был. В различных мировых культурах насчитывается более 500 мифов о великом наводнении.
Эволюция человека происходила во время последнего ледникового периода. Ближе к его концу, по мере роста температуры, началось активное таяние ледников, вызвавшее повсеместное катастрофическое повышение уровня моря. Бытует мнение, что история о Ное описывает исчезновение Междуречья Тигра и Евфрата под Персидским заливом.
На внезапно уменьшившейся суше нельзя было прожить охотой и собирательством, и человечество впервые было вынуждено заняться сельским хозяйством.
Аборигены, чьи культура и устный фольклор восходят ко времени последнего ледникового периода, могут назвать и указать места, где 8000 лет назад высились горы, сегодня скрытые водами морей, образовавшихся от растаявших ледников.