Войти

Екатерина Дёмина — единственная женщина, воевавшая в морской пехоте

22 декабря 2016 исполнился 91 год Екатерине Илларионовне Михайловой (Дёминой) — Герою Советского Союза, единственной женщине, воевавшей в разведке морской пехоты. На фронт Катя Михайлова отправилась в первые дни войны, добавив к своим 15 ещё два года

В 1941 году в боях под Гжатском она получила тяжелое ранение в ногу. После излечения в госпиталях на Урале и в Баку служила с января 1942 года на военно-санитарном судне «Красная Москва», который во время Сталинградской битвы переправлял раненых из Сталинграда в Красноводск. Там ей было присвоено звание главного старшины, а за образцовую службу вручен знак «Отличник Военно-Морского Флота».

После завершения Сталинградской битвы Катю по её настойчивой просьбе зачислили санинструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку. Батальон входил в состав Азовской, а затем Дунайской военных флотилий. С этим батальоном, получившим впоследствии почетное наименование «Керченский Краснознаменный», Катя Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Черного морей, Днестра и Дуная, по земле Румынии и Болгарии, Венгрии и Югославии, Чехословакии и Австрии. Вместе с бойцами батальона с автоматом в руках она высаживалась на вражеский берег, смело вступала в бой, отбивала контратаки фашистов, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды сама была ранена. Не однажды ей приходилось совершать многокилометровые марш-броски, окапываться, спать в промозглую погоду на сырой земле.

Свою первую награду — медаль «За отвагу» Екатерина Михайлова получила за участие в десанте при взятии Темрюка. В ноябре 1943 года 369-й ОБМП действовал в первом броске при захвате плацдарма под Керчью (Керченско-Эльтигенская десантная операция) — ночной десант в шторм, на пустынном берегу, рукопашная схватка, и потом морпехи 40 дней держали оборону на плацдарме у деревень Жуковка и Глейка. По ночам с таманского берега прилетали летчицы на «У-2» и сбрасывали морякам сухари и консервы. А колодец с пресной водой был на ничейной земле — между нашими и немецкими окопами. Как рассказывает сама Екатерина Илларионовна, «немцы прознали, что среди матросов есть одна-единственная девушка: рядом была деревня и только там был колодец с пресной водой, я пошла туда, стала набирать воду, а тут выстрел и выходит немец, стала ему объяснять, что вода нужна, раненые и все такое, он по-свойму что-то, короче языковой барьер, я показываю на себя и говорю «Катюша», немец растаял, вытащил губную гармошку, стал играть «расцветали яблони и груши….» и приплясывать, а я потихоньку с ведрами пошла к нашим, он не стал стрелять, потом санитары ходили за водой и немцы, говоря «Катюша, Катюша…», помогали им набирать воду. А когда бои стихали, кричали из окопов:

— Рус матрос! Рус Иван! Покажи Катюша! Стрелять — нет.

И действительно не стреляли, а махали руками и играли на губной гармонике "Выходила на берег Катюша"».

Затем последовали бои на окраине Керчи, окружение, ночной бой по прорыву кольца, 20 км марш-бросок по степи, захват и бои на горе Митридат. За эту операцию Катерина была награждена орденом Отечественной войны II степени.


После освобождения Керчи батальон был переведен под Одессу и вошел в состав Дунайской военной флотилии. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана, ширина которого достигает 4 км, десантники под ураганным огнём фашистов вынуждены были взбираться на крутой и каменистый берег буквально по плечам друг друга. Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Екатерина Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев. Раненые десантники падали в воду и повисали на колючей проволоке, которая в семь рядов была уложена под водой. Катя снимала их с проволоки, тащила на плащ-палатке через овраги под обстрелом к берегу, останавливала кровотечение. Будучи раненой в руку, она оставалась в строю, с автоматом в руках защищая раненых от наседавших немцев. За эту операцию Катерина была представлена к званию Героя Советского Союза, но в итоге ей вручили орден Красного Знамени.

В операции по взятию крепости Илок, где сливаются воды Дуная, Савы и Тиссы, десантники атаковали крепость с воды. Илок стоит на высокой горе над Дунаем в районе хорватского города Вуковар. Брать его планировали со стороны суши, но, чтобы отвлечь силы врага, на маленький дунайский островок около крепости высадился десант — полусотня морских пехотинцев, среди которых находилась и Катя Михайлова. Дунай разлился, затопил низменные берега, и, когда ночью катера привезли десантников на островок, он оказался под водой. Тогда моряки устроились на ветвях полузатопленных деревьев и в назначенный час открыли огонь, отвлекая на себя внимание противника. Островок подвергся ураганному огню со стен крепости, на него обрушили огонь патрульные лодки. Появились раненые и убитые. Пуля пробила Кате руку, она наскоро перетянула рану и продолжала стрелять. В то же время ей приходилось и перевязывать раненых товарищей. Порой по горло в холодной декабрьской воде она ходила от дерева к дереву, взбиралась на ветки к раненым и привязывала их к стволу бинтами и поясными ремнями, чтобы они не утонули. Спасая их жизнь, она из автомата отстреливалась от наседавшего неприятеля, убив не менее 5 вражеских солдат. Через два часа боя из пятидесяти десантников осталось лишь двенадцать боеспособных, но и они все были ранены. В итоге, воспользовавшись тем, что все силы гарнизона были отвлечены на десантников, крепость взяли. А Катю Михайлову, раненую и ослабевшую от потери крови и воспаления легких, перенесли на катер и почти в безнадежном состоянии переправили в госпиталь в Измаил. За этот бой её повторно представили к званию Героя Советского Союза. В представлении на награду значилось: «Главстаршина Екатерина Михайлова, будучи сама ранена, стоя по горло в воде, участвовала в бою и оказывала помощь другим раненым». В наградном отделе, прочитав это описание подвига, сочли его явным вымыслом и вернули представление в штаб флотилии. Как и в прошлый раз, Катерину наградили орденом Красного Знамени.

После выздоровления Катя, член ВКП(б) с 1944 года, вновь вернулась в строй. В апреле 1945 года начался штурм Вены советскими войсками. Со стороны «голубого Дуная» в город вошли «полосатые дьяволы», или «чёрная смерть» — так наших моряков называли фашисты. В составе Дунайской флотилии была одна-единственная женщина – 19-летняя Катя Михайлова, прошедшая с советским флотом более 2000 километров по Дунаю — от Измаила до Вены.

— Я ни о чем не жалею, — говорит Екатерина Илларионовна, — тогда было страшное время для страны и я ей помогла. Я патриот, я ведь просилась потом в Афганистан, когда там война началась, но меня не взяли… Войну я ненавижу, будь она проклята.

Мне нравится
95