О самом необычном дворцовом потолке
Самый необычный и в своем роде уникальный дворцовый потолок можно увидеть в Зеркальном зале Королевского дворца в Бельгии. Непосвященному человеку трудно догадаться из чего он сделан — то ли из малахита, то ли из необыкновенно изящно расшитой ткани. Но действительность превосходит все фантазии – потолок покрыт крылышками жуков златок.
Это один из самых смелых и масштабных проектов, выполненных бельгийским художником, дизайнером, драматургом, хореографом и режиссером Яном Фабром. Для того чтобы в 2002 году в королевских чертогах появился такой оригинальный потолок, потребовалось полтора миллиона жуков – златок. Работа была выполнена бригадой из 30 мастеров, кропотливо трудившихся 4 месяца под руководством Яна Фабра.
Ян Фабр (Jan Fabre), родившийся в 1958 году в Антверпене, приходится правнуком Жану –Анри Фабру (Jean-Henri Fabre), известному энтомологу и писателю. Основным объектом научных исследований старшего Фабра были жуки. Любовь к ним, по-видимому, передалась и его правнуку, но приняла довольно причудливые формы. Великолепные, переливающиеся разными оттенками цветов панцири жуков-златок стали одним из его любимых дизайнерских материалов.
Созданная из тех же разноцветных жучков скульптура «Четки рыцаря» была продана в 2001 году на бельгийском аукционе De Vuyst за полмиллиона бельгийских франков, а в 2005 на тот же аукцион была выставлена его новая скульптура «Фламандский воин» из тех же златок, которая тоже была успешно продана.
Все произведения Яна Фабра впечатляющие и провокационные. Искусствоведы считают, что он умеет раздвигать горизонты тех жанров, на которые обращает свой взгляд. Сам он находит, что в провокации есть что-то прекрасное. Возможно, но за провокациями иногда следуют скандалы и негодование и даже ненависть ретроградов. Во время работы над потолком в Зеркальном зале на Фабра, по его словам, все время оказывали давление и даже совершали физические нападения, но он с мужеством настоящего художника довел свое детище до завершения. Он считает, что его работы — это работы — исследования и они обладают естественностью и органичностью. Что касается провокации, то для Фабра она связана с пробуждением.
Кстати, художник-смутьян находится под благосклонным покровительством бельгийской короны. В 2004 году Ян Фабр был удостоен ордена бельгийской короны и стал ее гранд-кавалером, а в 2007 году был отмечен орденом Леопольда II.