Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова
«Мастер и Маргарита» — известное произведение русской литературы. В нём Булгаков, помимо прочего, описывал обиталище Воланда, которое реально существует и притягивает к себе множество поклонников творчества великого писателя.
Дом на Большой Садовой
«Нехорошая квартира»
— так называет писатель коммунальную квартиру № 50 в доме по адресу: Москва, ул. Садовая, 302-бис. По сюжету здесь поселился сам Сатана со своей свитой.Вымышленный адрес
Книжная выдумка на самом деле находится в Москве по адресу: Большая Садовая, 10, квартира 50. Здесь жил сам Михаил Булгаков со своей женой Татьяной с 1921 по 1924 годы.
Дом построили по проекту архитекторов Эдмунда Юдицкого и Антонина Милкова в 1903 году для богатого купца Ильи Пигита. По традиции того времени, его так и назвали — дом Пигит (без склонения).
Здание состояло из жилых корпусов и художественных мастерских, имело вид трапеции, в центре которой располагался дворик с фонтаном. Перед домом был разбит палисадник.
Построен дом был для сдачи квартир состоятельным интеллигентам. В квартирах было по 5-6 просторных комнат, а сам Пигит жил в 10-комнатной квартире. Часть здания оборудовали под общежитие для студенток Высших женских курсов, комнаты которого обладали меньшими удобствами. Такова была и квартира № 50.
С установлением советской власти дом превратили в рабочую коммуну, в которой жили сотрудники типографии Ивана Машистова. В эту компанию попал и великий писатель, когда переехал с юга страны в Москву.
Переезд в столицу и мучительные поиски жилья Булгаков описал в рассказе «Воспоминания», созданном по поводу смерти Ленина. Писателю повезло, так как брат жены уезжал в Киев и разрешил поселиться родственникам в своей квартире. Это была та самая квартира № 50.
Жена Михаила вспоминала проблемы, связанные с легализацией в новом жилье:«...В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать брата Андрея, и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было».
В то время Булгаков успел устроиться на работу в литературный отдел Главполитпросвета, который возглавляла Надежда Крупская. Жена вождя помогла писателю прописаться по новому адресу.
Хотя литератор всё же был недоволен квартирой. Ее потолок он описывал так:«Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но всё же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром».
Но главной проблемой драматурга были соседи. Большинство из них были алкоголиками и устраивали пьяные драки и днем, и ночью. Булгаков в своих воспоминаниях писал: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».
Друг Булгакова по гимназии сочувствовал ему и также вспоминал досадный эпизод из жизни творца в этой квартире: «Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку».
В рассказе «Самогонное озеро» писатель описывает своих соседей. Через стенку от них жила 23-летняя безработная Евдокия, которая занималась проституцией. К ним нередко стучали ночью со словами: «Дуся, открой!» Жена Михаила отвечала: «Рядом».
Роковая Аннушка
В «Самогонном озере» впервые появляется Аннушка, которая потом фигурирует во множестве произведений писателя. Это была его соседка, 53-летняя Анна Федоровна Горячева, жившая на иждивении у мужа.
В «Мастере и Маргарите» она разбивает банку с подсолнечным маслом. В рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» она и вовсе сжигает весь дом. В этом произведении писатель описывает жильцов своего дома.
Кульминацией рассказа стала фраза Аннушки, которая отражает отношение Булгакова к пролетариату: «Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков...»
Этот злополучный дом драматург сжигает в своих произведениях несколько раз, что, несомненно, показывает его реальное отношение к соседям.
В 1924 году Булгаков переехал в другую квартиру того же дома. В новой квартире жила богатая супружеская пара Монасевичей. Впрочем, долго писатель там не пробыл, ведь он завел роман с другой женщиной и вскоре навсегда покинул дом на Большой Садовой, переехав к новой пассии.
Тем не менее именно в этом доме началась литературная карьера Булгакова. Здесь он написал свою знаменитую «Белую гвардию».
После смерти писателя в 1940-м дом стал понемногу пустеть. Вплоть до краха СССР в нём располагалась коммуналка. В 90-х тут ненадолго обосновалось инженерное бюро.
Еще в 70-х молодежь прознала о том, что в этом доме проживал великий писатель. Парни и девушки устраивали в подъезде посиделки под гитару и обрисовывали все стены граффити.
В 90-х тут любили собираться рок-музыканты. Даже устраивали импровизированные концерты.
Постепенно дом превратился в настоящий притон. Неформалы и хиппи, которые в нём проживали, устроили однажды нешуточный пожар. После этого случая милиция выселила всех нелегальных жильцов из дома.
В 2000-х Фонд имени Булгакова боролся за то, чтобы создать в первой квартире писателя музей. В 2007 году они добились своего. Первый московский приют, столь нелюбимый писателем, стал государственным музеем, который носит имя Булгакова. Он, несомненно, оценил бы эту иронию.