Интересные факты об острове Дарвин
Если отплыть от берегов Эквадора, что в Южной Америке, и взять курс строго на запад по Тихому океану, параллельно проходящему поблизости экватору, то не успеете вы проплыть тысячу километров, как на горизонте покажутся клочки земли, собранные в архипелаг. Это и будут знаменитые Галапагосские острова, сыгравшие важную роль в естествознании и по праву занимающие первую строчку в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В состав архипелага входит и остров Дарвин.
Это сейчас найти Галапагосские острова легко. А в XVI веке, когда их открыли, это было проблемой. Плыл однажды по Тихому океану корабль с испанской экспедицией во главе с епископом Берланги, случайно отклонился от курса и увидел на горизонте неизвестные острова. Правда, причалив к ним, испанцы аборигенов для обращения в христианскую веру не нашли, зато увидели огромных черепах (galapago). Так на карте появились Черепашьи острова. Спустя некоторое время испанцы снарядили экспедицию уже специально к вновь открытому архипелагу – и не нашли его. Искали безуспешно вплоть до конца XVI века и в сердцах переименовали острова в Заколдованные.
Ну, а самая знаменитая морская экспедиция бросила якорь у острова Чатем (ныне Сан-Кристобаль) 15 сентября 1935 года. С борта британского брига «Бигль» на землю Галапагосских островов в числе прочих сошел молодой ученый-натуралист по имени Чарльз Дарвин. Собранный здесь богатейший научный материал, осмысленный и изложенный впоследствии в «Происхождении видов» — гениальном эволюционном учении. В честь Дарвина и был назван один из островов архипелага.
Казалось бы, особо острову Дарвин похвастаться нечем. Во-первых, на нем никто не живет. Такова специфика: Галапагосские острова состоят из 19 островов, в том числе 13 вулканических, из которых только 5 являются обитаемыми. Причем на самом населенном – Санта-Крус – живут 15 тысяч человек, а на самом малонаселенном, Флореане, — всего лишь 100. Во-вторых, из всех островов Дарвин самый маленький – его площадь чуть больше квадратного километра.
Но зато на Дарвине обитает разнообразнейший животный мир, наблюдения за которым и подтолкнули ученого к созданию эволюционной теории. Здесь немало многочисленных тюленей, игуан и, разумеется, морских черепах. Вершину острова, находящуюся в 168 метров над уровнем моря, облюбовали птицы, живущие за счет океанской фауны.
В принципе, добраться до Дарвина с архипелага не так сложно: от ближайшего к нему острова Вульф всего лишь четыре часа ходу на яхте. Но места здесь поистине запретные. И из-за существования морской природоохранной зоны, и из-за неприступного скалистого берега, лишенного защищенных бухт и якорных стоянок. Район острова имеют право посещать всего лишь несколько лодок, да и то не более чем на три дня.
Понятно, что счастливчики, таки добирающиеся до острова Дарвин, — это исключительно дайверы. Здешнее дайв-сафари – одно из лучших в мире. За огромное разнообразие обитателей подводного мира следует благодарить Природу: холодное течение Гумбольдта милосердно огибает район Галапагосских островов.
Впечатления, которые никогда в жизни не забыть, — это встреча под водой с гигантами Нептунова царства, китовыми акулами. Нередко здесь можно узреть целые стаи огромных рыбин. Однако, хоть и называются они акулами, но чрезвычайно миролюбивые создания, питающиеся планктоном.
А вот на востоке от Дарвина находится уникальнейшая достопримечательность – Арка Дарвина, скала соответствующей формы. Но главное не это, а то, что обитает под водой. Район Арки Дарвина считают акульей столицей мира. Опытные дайверы круглый год встречают здесь галапагосских, белоперых и черноперых акул, акулу-молот, мант и скатов, барракуд и мурен, а также дельфинов. Здесь есть даже своеобразный «акулий проспект» — район, называемый El Arenal, находящийся на запад от Арки Дарвина.
Если же не отвлекаться на акул, можно увидеть, как вблизи отвесных стен Арки Дарвина, покрытых моллюсками, собирается пестрое рыбье население здешних мест. Они не очень пугливы и иногда проявляют любопытство к человеку в акваланге. Понятно, почему: дайверы здесь гости нечастые, и занимаются вовсе не охотой, а, подобно Чарльзу Дарвину, созерцанием явленного Природой совершенства.