"Хочу, чтобы у меня на поминках было весело"
На 70-м году жизни скончался известный сатирик и писатель Михаил Задорнов.
Последний год Михаил Задорнов отчаянно боролся с раком головного мозга. В ноябре 2016 года в Германии ему провели операцию, однако она не помогла — опухоль проникла слишком глубоко. Когда стало ясно, что традиционная медицина бессильна перед недугом, отчаявшиеся родственники перевезли артиста в медцентр в Подмосковье и пригласили к нему человека, которого пресса окрестила "польским Кашпировским". Целителем оказался некий Лео Шах (настоящее имя — Лев Шахнович), демонстрирующий на своём сайте сомнительной подлинности сертификаты от ведущих медицинских учреждений. Впрочем, незадолго до смерти Михаил Задорнов примирился с Православной церковью.
Сатирик в России — больше, чем сатирик
Если кому из наших юмористов и удалось сыграть на чувстве патриотизма русского человека, так это Задорнову. Главными антигероями в этой теме стали, разумеется, американцы. Как над ними ни подшучивал артист, непрестанно делая один и тот же вывод: "Ну, тупые!" Он так ярко обращался к случаям невежества и бестолковости заокеанских людей, ставя им в противовес умных и расторопных соотечественников, что последних невольно переполняло чувство гордости за свой народ.
Разумеется, за свои выступления Задорнов поплатился тем, что Посольство США аннулировало его визу и запретило въезд в эту страну. Но, судя по тому, как радостно он сообщал об этом на своём выступлении, его это совсем не огорчало. Другое дело — с родной Латвией (писатель родился в Юрмале и имел там дом), где ещё совсем недавно власти поднимали вопрос о лишении его вида на жительство в связи с поддержкой российских властей по Украине и Крыму.
Дружба дружбой, а я — с КПРФ
Сейчас мало кто помнит суматошный Новый год 1992-го. В стране была неразбериха: формально Горбачёв ещё был первым лицом государства, но традиционное новогоднее послание должен был записать уже избранный президент Борис Ельцин. Тем не менее к выходу в прямой эфир перед боем курантов последний оказался не готов, и почётную миссию неожиданно для всех поручили Михаилу Задорнову. Сатирик не только блистательно справился с задачей, но и, войдя во вкус, вышел на минуту из хронометража. Так, по вине Задорнова впервые в истории трансляцию боя курантов по центральному телевидению пришлось отложить.
К слову, оказалось, что Ельцин таки сделал заранее запись своего новогоднего обращения, которое дали следом за Задорновым. Но в памяти очевидцев именно выступление артиста, полное едкой и точной сатиры, стало лейтмотивом всего новогоднего празднования.
Соседями Задорнову и Ельцину суждено было стать не только на телеэкране. Сатирик с детства хорошо играл в большой теннис, которым, как известно, увлекался и первый президент России. Так они стали спарринг-партнёрами на корте, а затем Задорнов выпросил себе и квартиру в номенклатурном доме на Осенней улице, где также жил и Борис Ельцин.
Несмотря на эту дружбу, Задорнов быстро разочаровался в новых демократических идеалах: в 2011 году на выборах в Госдуму он поддержал КПРФ, а на последующих выборах президента — Геннадия Зюганова. Материалы сатирика периодически появлялись на сайтах компартии, а также в "Правде" и "Советской России".
В поисках истины
Отец артиста Николай Задорнов был известным советским писателем. На закате своей жизни, устав от образа шутника и весельчака, Михаил Задорнов по примеру своего отца увлёкся историей. Причём нетрадиционным её течением, изучающим истоки славянского народа на стыке неоязыческих культов и лингвистических изысканий. Он сдружился с представителями объединения "Звенящие кедры России" и стал колесить по матушке-России в поисках ответов на свои вопросы. Он искал памятники славянской древности, опровергал норманнскую теорию возникновения русичей, считал, что письменность возникла на Руси задолго до Кирилла и Мефодия, и т.д.
"Нельзя же всю жизнь быть сатириком, ничего умного не сделав", — начал своё выступление Задорнов, приглашённый Александром Гордоном на передачу в качестве историка. К тому времени (к 2008 году) он уже издал свою первую книгу "Язычник эры Водолея", в которой как бы объяснял своё язычество.
"Нет-нет. Язычник — это вовсе не то, о чём вы подумали. Аз зычу естество — такой смысл вкладывали в данное слово наши предки. "Я вижу суть", — пишет Задорнов.
Впрочем, книга не о язычестве, а о его собственной жизни, о родителях, о дочери, о творчестве. Но в ней он впервые публично заявляет о своих взглядах. Они получили развитие в его многочисленных выступлениях, а главное, в нескольких тематических книгах и двух документальных фильмах — "Рюрик. Потерянная быль" и "Вещий Олег. Обретённая быль".
Несмотря на то что многие годы Задорнов продолжал придерживаться неоязыческих взглядов, за несколько месяцев до кончины он примирился с Православной церковью, выбрал себе духовника — протоиерея Андрея Новикова, — а за два дня до кончины исповедался в Казанском соборе Москвы, принял таинства соборования и причастия.
"Хочу, чтобы у меня на поминках было весело"
Задорнов со здоровым юмором относился даже к таким нерадостным событиям, как смерть. Он рассказывал в своих "Мемуарах" (последней концертной программе в 2016 году), как после вечера памяти актёра Леонида Филатова — большого друга Задорнова — к нему подошла журналистка и упрекнула, что тот слишком весело вёл себя на серьёзном мероприятии. Он рассказывал забавные истории из их с Филатовым жизни, которые приподнимали настроение собравшимся.
Ничуть не смутившись, Задорнов ответил девушке в свойственной ему манере:
"Если душа Лёни увидела нас, ей понравилось. Вот я хочу, чтобы у меня на поминках было весело. Видите, мой друг Максим Галкин. Он согласился бесплатно выступить на моих поминках. Я как раз подбираю место себе для могилы, потому что будет очень много народу. Я сейчас думаю, на какой канал отдать трансляцию моих похорон"...