Эмоциональное выгорание
Каждый из нас порой не хочет идти в офис, испытывает раздражение при виде посетителей и коллег. Что это – обыкновенная усталость или пора кричать «Караул! Пожар!»?
Чиновник, норовящий скорее избавиться от посетителя, врач, глядящий на пациента как на пустое место – попав к таким специалистам, мы стараемся как можно скорее покинуть их кабинет, чтобы в следующий раз прийти к чуткому и внимательному профессионалу. Однако злыми врачами и бездушными чиновниками не рождаются. Более того, превратиться из прекрасного работника в угрюмую «тыкву» рискует каждый.
Эмоциональное выгорание – это своеобразный механизм психологической защиты. Когда он включается, человек постепенно перестает испытывать какие-либо положительные эмоции касательно своей работы. Никакой радости от успешно разрешенной проблемы клиента или воодушевления от похвалы начальника. Зато отрицательных эмоций от общения хоть отбавляй.
Огнеопасные профессии
Обычно эмоциональному выгоранию подвержены люди, чья работа предполагает общение с людьми – клиентами, пациентами, учениками, посетителями, причем, чем больше специалист эмоционально вовлечен в диалог, тем больше он рискует. Мы привыкли, что человеческое общение должно работать в обе стороны. За положительным действием или позитивным посылом должен следовать отклик: улыбка, уважение, благодарность.
Однако радостно улыбающиеся дети, покидающие кабинет зубного врача, или преступники, уважающие следователя, – явление нечастое. Так что замотанная учительница младших классов выгорит быстрее, нежели продавец мороженого, вручающий счастливой детворе их лакомство.
На то, грозит ли вам эмоциональное выгорание или нет, влияют и ваши личные черты. Психолог Татьяна Морозова (Гомель, Беларусь) особенно выделяет такое качество, как сдержанность.
Человек, привыкший держать эмоции в себе, не стукнет со злости кулаком по столу, не разорвет в ярости неудачный проект, не пожалуется приятелю, размахивая руками. Он может даже не заметить, что испытывает такую потребность, а тем временем негатив будет разъедать его изнутри.
Эмоциональное выгорание: шаг за шагом
Эмоциональное выгорание – это состояние, которое развивается постепенно. Психологи выделяют три стадии, первой из которых является «напряжение». Первую фазу не так просто заметить. Кажется, что все в порядке, только вот некогда горячо любимая работа стала приносить меньше радости, а при общении с обратившимися к вам людьми вам не хочется входить в их положение, сочувствовать, поддерживать. Как назло, в это же время активизируются переживания, казалось бы, оставшиеся в прошлом. То вспомнится детская обида на мать, то школьная ссора с лучшим другом. Как правило, все это списывается на хандру, а следует насторожиться, ведь это – первый тревожный звоночек.
Вторая стадия – сопротивление. Если до этого вы просто не чувствовали прежнего участия, то с прогрессированием эмоционального выгорания клиенты начинают вас попросту раздражать. Обратившийся человек еще ничего не сказал, а вы уже испытываете злость на то, что он вошел в святая святых – ваш кабинет.
Последняя фаза – истощение. В то время как на предыдущей стадии вас тошнило от людей в фигуральном смысле, то на третьей стадии выгорания это действительно происходит. Никакого сопереживания, никакого сочувствия, лишь пустой взгляд и букет неизвестно откуда взявшихся болезней – проблемы с сердцем, неполадки с желудком, постоянная простуда и разыгравшаяся мигрень.
Противопожарная безопасность
При разговоре с трудным клиентом напоминайте себе, что вы – это не он, выслушивайте его проблемы, но не примеряйте их. Если вы обнаружили, что вас захватили переживания собеседника: вы чувствуете ярость, страх, стыд, вернитесь в свое тело. Проведите рукой по одежде – ощутите мягкую шерсть или гладкий атлас, пошевелите пальцами ног, потянитесь до хруста в спине.
Общение с коллегами по цеху способно предотвратить синдром профессионального выгорания, ведь посетители и клиенты не всегда способны оценить ваш труд. Расскажите на педсовете о разработанной вами методике, поделитесь во время перекура подробностями операции с врачами. Ваши усилия не оценили неблагодарные ученики или пациенты, так пускай ими восхитятся другие сотрудники.
Ощущение новизны – еще один неплохой способ избежать эмоционального выгорания. Смело беритесь за новые проекты, меняйте места работы, посещайте тренинги и стажировки в других компаниях. Никуда не зовут – обеспечьте себе новые впечатления на рабочем месте: поменяйте обстановку в кабинете, подготовьте публикацию в газету.
После работы прекращайте думать о работе. Если общение с близкими, хобби и домашние хлопоты не способны вас отвлечь, займитесь йогой или медитацией – техниками, которые сконцентрируют вас на ощущении собственного тела.
Все вышеперечисленные способы хороши для профилактики эмоционального выгорания, а также для борьбы с его первыми признаками. Если вы добрались до второй или даже третьей стадии, похвала от коллег и расслабление вам не помогут. Берите отпуск и отправляйтесь на прием к психотерапевту.
Надежда Маркевич