Побег из СССР, или первый успешный угон самолета в истории Союза
15 октября 1970 года двое пассажиров советского самолета Ан-24Б захватили воздушную машину и приказали пилотам следовать в Турцию. Что было в этот момент на борту и как развивались дальнейшие события?
Это был обычный рейс № 244, следовавший из Батуми в Сухуми. Двое пассажиров, Пранас и Альгирдас Бразинскасы, отец и сын, уже через 5 минут после взлета позвали к себе стюардессу и вручили ей записку, которую девушка должна была передать в кабину пилотов. Послание содержало в себе требование отключить связь с землей и изменить маршрут, за неподчинение – смерть.
Молодая бортпроводница не растерялась. Она успела предупредить пилотов о нападении и пыталась преградить террористам путь в кабину.
За свою храбрость Надежда Курченко, 19-летняя девушка, поплатилась своей жизнью: она была убита двумя выстрелами в упор.
Всего бандиты произвели 24 выстрела, ранив членов экипажа. Старший Бразинскас сидел в кабине пилотов, заставив их лететь в Турцию. Младший держал под контролем ситуацию в салоне. Приземлилось воздушное судно в аэропорту города Трабзон.
Сразу после этого турецкие власти арестовали террористов. Их они отказались передавать в СССР, при этом завели уголовное дело. Вскоре подключились и США, настаивающие на том, чтобы не передавать Бразинскасов властям Союза. По суду отец получил 8 лет тюрьмы, сын – 2.
Освободили бандитов через 2 года по амнистии. Они не смогли добиться статуса политических беженцев в посольстве США в Турции, после чего отправились в Венесуэлу. Уже оттуда вылетели в Канаду, но во время остановки в Нью-Йорке покинули аэропорт и остались в Америке. Миграционная служба задержала Бразинскасов, но литовская диаспора добилась для них права жить в США. СССР осудил этот шаг.
В 2002 году во время разгоревшегося семейного скандала Альгирдас Бразинскас убил своего отца Пранаса, за что получил срок за убийство.