Путеводные огни для кораблей
По морским и океанским просторам наши предки плавали с древнейших времен. Что толкало их в непредсказуемые путешествия по водной глади, когда вокруг не было видно ни единого краешка суши. Часто экипаж корабля терял веру в близость земли, и только путеводные маяки возрождали надежду на спасение и веру в правильность выбранного маршрута. Что представляют собой маяки, есть ли они сегодня?
Несколько строк из истории
В давние времена путеводными знаками – маяками – служили большие костры, разводимые и поддерживаемые на высоких утесах. Сам термин «маяк» является родственным слова «маячить», то есть махать, мотаться, подавать сигналы. История сохранила легенду о самом известном маяке древности – Александрийском, входящим в список семи чудес света.
Древние греки и финикийцы, будучи прекрасными мореплавателями, ориентировались по кострам, разожженным вдоль сложных для проходимости мест. Однако люди не могли проставлять маяки по всему длительному маршруту. Многие корабли, пройдя большие расстояния, попадали на мель, подводные скалы и рифы, часто они разбивались, входя в порты.
Для безопасного прохода через рифы в Египетский порт был установлен уже упоминаемый Александрийский маяк. Он просуществовал более полутора тысяч лет, разрушившись во время землетрясения в XIV веке. По данным исторических источников, высота строения достигала 140 метров, а его пламя ночью (дым – днем) были видны морякам на расстоянии 60 километров.
Иногда маяки использовались пиратами, чтобы сбить с пути судно и заманить в свою ловушку. Они разжигали костры на ложных точках, сбивая с толку команду.
У входа в устье Темзы в 1732 году был установлен первый, так называемый, современный маяк. В России активное появление маяков началось благодаря развитию флота при Петре I.
Увеличение мощности огня
Позднее на смену траве и древесине пришел уголь, затем рапсовое масло, а впоследствии керосин. Огонь, увеличиваясь в мощности, продолжал помогать прокладывать путь кораблям.
Знаковым шагом в развитии маяков сыграло изобретение линз Френеля (1820 год). Они позволили значительно увеличить яркость горящего фитиля, порой до 80 тысяч свечей. Сегодня эти линзы можно увидеть в Парижском морском музее.
В 20-е годы прошлого века вместо природного огня стали использоваться электрические лампы. Вместе с линзами Френеля свет усилился до нескольких сотен тысяч горящих свечей.
Мощнейшим на сегодняшний день из оставшихся действующих маяков является французский. Его мощность приравнивается к пяти сотнями миллионов свечей.
Виды маяков
Маяк – это высокая башня, на вершине которой расположен огонь. Среди маяков выделяются береговые и морские.
Разница – в месте установки и расположения. В отличие от устанавливаемых на побережье, морские маяки находятся на кораблях и указывают «путь» в портовую гавань.
Судьба построек
Для их постройки и содержания тратилось много финансовых средств. А с появлением автоматических бакенов, спутниковой навигации, радиолокации, надобность в маяках исчезла. Часть из них превратилась в памятники. Например, сегодня мало кто вспомнит, что Статуя Свободы до 1902 года играла роль маяка.
Многие из «башен» сохранились и продолжают притягивать любителей романтики и старины, оставаясь произведениями архитектурного искусства. Уникальные сооружения под свою опеку берет государство, сохраняя как часть истории мореплавания.