«Правило Макдоналдс, или как заставить людей думать?»
Я использую этот прием всякий раз, когда собираюсь с коллегами на обед, но никто из нас не может вспомнить подходящее заведение. И я предлагаю пойти в Макдоналдс.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Абсолютно все соглашаются, что мы не можем пойти туда, и тут же предлагают хорошую альтернативу. Волшебство, не правда ли?
Стоит начать разговор с худшей идеи из всех возможных и тут же дискуссия оживает, а люди внезапно начинают фонтанировать предложениями. Я называю это Правилом Макдоналдса: на хорошие идеи людей вдохновляет и наталкивает необходимость отказаться от плохой альтернативы.
Эту технику я использую и в работе. Проекты могут начинаться по разному. В одних случаях выдают техническое задание. В других вы могли услышать слух о каком-то продукте, и вот вы уже начали думать в этом направлении. А бывает, что идея обдумывается и обыгрывается месяцами и годами прежде, чем автор решает поделиться ею со своей командой. Какого-то унифицированного процесса творчества нет, но я пришёл к выводу, что все творческие поиски едины в одном: сделать второй шаг легче, чем первый. Всегда.
Известная американская писательница Анна Лемот отстаивает идею «черновых набросков», Nike говорит нам «Просто сделай это» [“Just Do It” — известный слоган Nike]. Я рекомендую использовать правило Макдоналдса — шокируйте людей так, чтобы из-за неприязни они непроизвольно придумали что-нибудь получше. Это же всё об одном и том же. Лемот, Nike и правило Макдоналдс говорят об одном и том же — первый шаг не такой страшный, как нам кажется. Как-то я получил e-mail от Стива Джобса, в котором было всего одно слово: «Действуй!». Именно так. Погружайтесь в дело. Займитесь им. Прекратите много думать.
В следующий раз, когда вы в очередной раз будете мусолить идею, найдите в себе смелость побороть внутреннего скептика, возьмите карандаш и изложите идею на листке бумаги. Вы можете оправдываться, тем, что «У меня нет на это времени!» или «По-моему идея глупая», или просто зависнуть в сети.
Нет. Замолчите. Прекратите саботировать себя как личность.
То же самое относится и к работе в команде. Когда начнётся обсуждение нового проекта, возьмите маркер и зафиксируйте основные моменты проекта на доске. Идея может неудачной, но это хорошо! Правило Макдоналдс учит нас тому, что эта плохая идея заставит группу думать. Думать над хорошей идеей.
Нужна огромная смелость, концентрация, храбрость и упорство отставить разговоры и двинуться вперёд. Но это возможно, если просто начать. Сломайте начальную преграду и просто изложите всё на бумаге. Сделать это в своей голове не получится: вам нужно написать что-то, сделать зарисовки или что-то еще, а потом окинуть полученное свежим взглядом.
Не знаете как начать? Сделайте пару зарисовок, а потом обзовите их. Скажите «Может быть это безумство, но что если...» и попробуйте проверить получившиеся наброски с проблемой, которую вы хотите решить. В момент, когда вы излагаете мысль на доске, как по мановению волшебства произойдёт что-то невероятное. Присутствующие увидят вашу идею и предложат их собственные, а также оценят ход вашей мысли. Через 15-30 минут вы увидите прогресс.
Вот и всё.