Войти

Татьяна Лиознова. Железная леди советского кино

20 июля 1924 года родилась Татьяна Лиознова, режиссер таких известных фильмов как «Карнавал», «Три тополя на Плющихе», «Рано утром», «Им покоряется небо», «Евдокия», «Память сердца» и сериал «17 мгновений весны».
Ее называли «железной леди советского кино».
Она считала, что её характер сформировала война. В 1941-м она была совсем молодой девушкой, на фронт добровольцами ушли отец Татьяны и три её дяди. Домой они не вернулись…

Татьяна Лиознова была одним из самых успешных режиссеров, хотя и сняла всего девять фильмов, большая часть который стала культовыми. Девять шедевров, созданных за несоразмеримо короткие сроки. Никому даже из мужчин-режиссеров такое не удавалось. Именно поэтому Татьяну Михайловну называли «стремительным» режиссером... А ведь многие ее картины уже много лет считаются классикой кино – это и «Карнавал», и те же «Три тополя», и, конечно, легендарные «Семнадцать мгновений весны»… Мы уже не можем представить себе наш кинематограф без Ирины Муравьевой с озорными «хвостами», и Штирлица-Тихонова, который «проснется ровно через 20 минут», и, конечно, берущей за душу песни «Нежность» в исполнении Татьяны Дорониной в «Трех тополях на Плющихе»…

Каждый ее фильм — это история, находившая отголоски в людских душах. Леонид Броневой отметил в одном из своих интервью: «Я думаю, если бы она сняла только один фильм «Три тополя на Плющихе», она могла бы ничего уже не снимать. Если бы она жила на Западе, то она, ее внуки и правнуки были бы обеспечены только за одну эту работу». А после показа «Семнадцати мгновений весны» по советскому телевидению Татьяна Лиознова получила от зрителей двенадцать мешков писем и прочитала все письма до единого! Кроме того, эта картина стала настолько популярна, что первый повтор на телевидении состоялся уже через три месяца после премьеры.

Все картины Татьяны Михайловны были сняты в рекордные сроки. Лиознова снимала быстро, даже стремительно - одной камерой по 200 метров в смену, хотя все режиссеры утверждали тогда, что больше 20 метров за смену снять нельзя. «В одной из последних серий мы с Тихоновым 300 метров отыграли, что можно занести в Книгу Гиннеса. Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», — вспоминает Леонид Броневой. Но при этом режиссер Лиознова была настолько профессиональна, и она так хорошо понимала, что происходит у нее на съемочной площадке, что откуда и в какую секунду должно появиться и в какой момент исчезнуть, она могла видеть картину целиком – даже 12-серийный фильм о Штирлице.

А, к примеру, фильм «Мы, нижеподписавшиеся», режиссер пообещала снять за два месяца, а в результате, собрав актерский состав на собрание, волевым решением сократила этот срок до одного месяца! Даже озвучку, которая обычно занимает огромное количество времени, Лиознова старалась делать сразу – во время съемок. К примеру, Доронина исполняла песню «Нежность» сразу, в такси. А для того, чтобы шум поливальной машины, которая поливала такси героя Олега Ефремова «струями дождя» не заглушал голос актрисы, пришлось обложить автомобиль кусками поролона. Вот и все спецэффекты на тот момент!

Да, в те годы спецэффектами были исключительно талант режиссера и актеров, а также подручные средства… Режиссер никогда не боялась экспериментов. Чего стоит ее 6-минутная сцена молчания в кафе, где Штирлиц встречается со своей женой. Ведь в ней никакой динамики – только музыка и эмоции… До сих пор другие кинорежиссеры и актеры с удивлением замечают: и как Лиозновой удалось сделать немыслимое – шесть минут молчания в фильме – это нонсенс! Такое не удавалось ни одному советскому режиссеру… Сегодня ленты Лиозновой изучают в киношколах как пример режиссерского мастерства. А особое внимание уделяется именно этой упомянутой сцене свидания в берлинском кафе.

Кстати, как и полагается, актеры, даже суперизвестные, побаивались Татьяну Михайловну, называя ее за глаза «железной леди». И правда, Лиознова была требовательна как не всякий мужчина-режиссер, но в то же время она настолько бережно относилась к актерам, играющим в ее фильмах, что любой из них мечтал сыграть в картине Татьяны Михайловны хотя бы маленькую роль. «К актерам относилась, как Бог. Но, когда нужно, она была железным канцлером», - вспоминает Василий Лановой.

Как режиссер Лиознова всегда предпочитала приглашать в свои фильмы только звезд, даже на небольшие роли. Но всегда старалась сделать так, чтобы актер в ее картине раскрывался с непривычной стороны и открывал в себе новые грани актерского таланта... Хотя были исключения: например, на ключевую роль Мюллера Лиознова пригласила тогда не особо известного театрального актера Леонида Броневого. Сначала она не хотела утверждать его на роль, так как он был совершенно не похож на свой прототип.

Да и лицо у Броневого, по мнению Лиозновой, было слишком доброе. Так что актеру пришлось полтора месяца «репетировать грозный взгляд». «Она любила репетировать и репетировала долго, мне за это время удалось выучить не только весь свой текст, но и текст Тихонова. Лиознова очень тонкий художник, настоящий суперпрофессионал, который прошла огромный путь в кинематографе, занимая практически все должности от самой низшей до режиссера, поэтому она приходила на съемки, зная все, где пауза, где поворот, где встать, и атмосфера на съемках была напряженно, да она и не могла быть другой», — рассказал Броневой в одном из своих интервью.

А вот Леонида Куравлева режиссер пригласила сначала на роль… Гитлера. Причем заранее зная, что фюрера актер играть не будет, а ему будет отдана роль офицера Айсмана. Актер вообще не верил в то, что Лиознова действительно готова его пригласить в свой фильм – после его предыдущих ролей – веселых разбитных парней типа Афони. А тут – вдруг Гитлер! Куравлев действительно долго репетировал эту роль, пока ее не отдали другому актеру. Но зато взамен получил офицера Айсмана…

Свой последний фильм «Конец света с последующим симпозиумом» легендарная Татьяна Михайловна сняла в 1986-м году. Как говорила кинорежиссер, потом она перестала снимать кино, так как в России начались серьезные изменения, и ее новые герои стали никому не нужны… Режиссеру много раз задавали вопрос о том, не хотела бы она что-то изменить в своих старых картинах или снять продолжение, например, «Трех тополей на Плющихе», но Татьяна Михайловна неизменно отвечала: «Нет, меня все устраивает. Так что продолжения не будет». Но вот в «перекраске» черно-белых «Семнадцати мгновений весны» Лиознова приняла самое активное участие и следила, чтобы ни один кадр не был испорчен или сделан неверно…

В 2000-м году режиссера наградили специальным призом президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

Умерла Татьяна Михайловна Лиознова 29 сентября 2011 года в Москве после продолжительной болезни.

Мне нравится
35