Круглый дом – архитектурное новаторство 70-х
Людям старшего поколения до боли знакомы типовые многоэтажные постройки. В 70-80 годах панельные сооружения росли как грибы, буквально нивелируя разницу между городами. Но архитекторы всегда стремились к внедрению чего-то нового и запоминающегося. Как ни удивительно, их новаторское предложение по созданию круглого дома нашло отклик у вышестоящего начальства.
Инициатива поступила от архитекторов Александра Маркелова и Евгения Стамо. Они предложили внести разнообразие в однотипные постройки, соорудив жилой комплекс в виде круга. За инженерную конструкторскую основу были взяты все те же панели, расположенные под углом 6 градусов. Метод позволял закруглить углы и создать оригинальное здание.
ГлавАпУ, или главное архитектурное управление, привыкшее давать отмашки для строительства одних и тех же домов, неожиданно согласилось с идеей молодых новаторов и разрешило реализовать проект неординарного архитектурного «шедевра».
Так в Москве в начале 70-х годов началось возведение необычного здания, выделяющегося из массы однородных построек. В народе оно получило множество «прозвищ»: и дом-бублик, и дом-колизей, и закрытый город, и неприступный форт. В последствии закрепилось название «круглый дом».
В 1972 году в столице по улице Нежинской выросло архитектурное творение – девятиэтажный дом круглой конструкции. Неординарная постройка стала впечатляющим событием не только для жителей Москвы, но всей страны.
Здание занимает целый квартал, выделяясь из общей картины общепринятых типовых построек оригинальностью формы и удобством закрытого двора. Конструкция позволила создать жилой комплекс с внутренним диаметром 155 метров.
Въезд во двор осуществляется через 6 арок, 26 подъездов вмещает 913 квартир. Первые этажи были отданы под магазины, парикмахерские, ателье, библиотеку, спортивные клубы и прочие специализированные общественные объекты.
Огромные площади внутреннего круглого двора прекрасно подходят для размещения детских площадок, спортивных комплексов и уютных зон отдыха. Домашнюю «приватную» атмосферу чудесно дополняют зеленые насаждения.
Единственным недостатком, по мнению жителей дома, является высокий уровень акустики: любой, даже самый незначительный шум, отдается по всему дому, особенно в периоды тишины.
Рассказ об оригинальном доме не будет полным, если не сказать о том, что идея «круговых» построек настолько «приглянулась» городским властям, что они запланировали возведение еще четырех подобных зданий. И это было неспроста: близилась московская Олимпиада, и окружности могли бы символизировать пять олимпийских колец.
Проект был реализован только частично. В 1979 году появилось еще одно здание-круг, построенное недалеко от «Мосфильма».
Близость расположения к киностудии давала возможность выделить для корифеев советского кинематографа ряд квартир. Там поселились Галина Беляева, Савелий Крамаров, Эмиль Лотянуи другие известные и не очень работники сферы кино.
На этом реализация идеи закончилась. Причиной оказалась дороговизна процесса строительства, требующего больших площадей и вложений. Да и «дома-олимпийские кольца» могли быть видны только с высоты птичьего полета.