Войти

Зиновий Гердт. Народный Зяма России

21 сентября исполнилось 102 года со дня рождения актера театра и кино Зиновия Ефимовича Гердта.

Многие думали, что Гердт — потомок какого-нибудь дворянского рода, уж слишком аристократично выглядел и вёл себя любимый артист. А он был из самой обычной семьи, учился в фабрично-заводском училище. При этом же училище был ТРАМ — театр рабочей молодёжи, в котором Зиновий Ефимович начал играть.

С началом войны актёрам ТРАМа, как участникам фронтовых бригад, полагалась бронь. Но Гердт пошёл в военкомат и упросил отправить его на фронт. Год провоевал лейтенантом роты сапёров. А в 1943 году его ранило. Он всегда помнил этот страшный день — 13 февраля 1943 года. С поля боя его вынесла на себе молоденькая медсестричка, было сделано 11 операций. Ногу удалось спасти, но хромал Зиновий Ефимович всю жизнь.

В новосибирском госпитале лейтенант Гердт увидел кукольный театр, приехавший к раненым на гастроли. Увидел и понял, что это — его. Оказавшись в Москве, немедленно отправился к Сергею Образцову, руководителю знаменитого кукольного театра. 45 минут читал ему стихи. И был принят «в стаю.

В стае он прослужил 36 лет. Весь мир восторгался его конферансье из «Необыкновенного концерта» (в каждой стране Гердт выступал на языке того государства, на территории которого находился, вставляя в речь своего героя шутки из прочитанных накануне местных газет).

Парадокс, но у него почти не было главных ролей. И в то же время нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал Гердта и не любил его. Чего стоит эпизод из «Место встречи изменить нельзя», в котором актёр сыграл соседа Шарапова по коммуналке.

Ну а о Паниковском из «Золотого телёнка» и вовсе говорить не приходится! Кстати, по первоначальному замыслу режиссёра Михаила Швейцера эту роль должен был играть Ролан Быков. Были сняты кинопробы, глядя на которые Гердт, приглашённый на просмотр, хохотал до слёз.

Обострённое чувство справедливости — одна из отличительных особенностей Гердта. Он был нетерпим ко лжи. Недаром незадолго до смерти в разговоре с Эльдаром Рязановым актёр, словно подводя итоги, признавался: «Я, конечно, не состоялся. Я даже не убеждён, что занимался тем, чем должен был заниматься всю жизнь. Скорее всего, мне нужно было работать каким-нибудь народным заседателем в суде, где нужно определить, что справедливо, что несправедливо».

В жизни бытовой Гердт, по воспоминаниям Александра Ширвиндта, был «дико рукастый». На даче своими руками делал скамейки, стол, табуретки. Талантливо пародировал друзей. Леонид Утёсов больше всего любил пародии на себя именно в его исполнении.

Но главной страстью Гердта были стихи. Как говорил он сам, его с детства «тянуло ко всему напечатанному в столбик». Зиновий Ефимович мог часами читать Пушкина, Самойлова и, конечно же, Пастернака, все произведения которого он знал наизусть.
Во время юбилейного концерта Гердт плохо себя чувствовал. В гримёрке, где он отдыхал, от него не отходил Ю. Никулин

Зиновий Гердт прожил 80 лет. Он был тяжело болен и отдавал себе отчёт, что дни его сочтены. Но всё-таки нашёл в себе силы собрать на свой юбилей многочисленных друзей. А они, поздравляя любимого Зяму, — именно так обращались к Гердту близкие люди, — не знали, как скрыть слёзы.

Сам Зиновий Ефимович рецепт счастья знал, как никто другой. «Я вот что обнаружил, — говорил он, — бывает так паршиво на душе, чувствуешь себя хреново, погода жуткая, словом — всё сошлось. И тогда нужно сказать себе: «Всё прекрасно», гоголем расправить плечи и шагать под дождём как ни в чём не бывало. И — порядок».
Игорь Изгаршев

Мне нравится
55