Бенвенуто Челлини. Итальянский ювелир и скульптор
3 ноября 1500 года, родился Бенвенуто Челлини. Итальянский ювелир и скульптор.
Длинная тень неслышно скользнула вдоль стены главного венского музея, давно укутанного строительными лесами. Худощавый мужчина средних лет, слегка покачиваясь, уходил с площади Марии–Терезы, поигрывая увесистым саквояжем. Стояла тёплая и влажная ночь 11 мая 2003 года, и у Роберта Манга не было оснований для печали.
Он неплохо посидел в баре, затем чудно развлёкся, и теперь его руку приятно оттягивала классная старинная "хреновина" из музея. Вечер выдался определённо удачным!
Следующее утро взорвалось сенсацией: в столице Австрии украли вершину декоративно–прикладного искусства Европы! Единственное бесспорное ювелирное творение Бенвенуто Челлини. Знаменитую золотую солонку Сальеру то ли за 50, то ли за 58 млн. евро...
Бенвенуто Челлини сделал её в 1543 году для Франциска I. Основатель ангулемской ветви династии Валуа был славный малый и добрый король: эдакий здоровенный детина с харизмой и обаянием, великодушный и красноречивый, охочий до войн, молодецких забав и прелестных дам.
Он здорово выручил Бенвенуто, вытащив того из римского заключения. К XVI веку Франция уже не была задворками Европы, и Святой Престол вынужденно считался с пожеланиями её сюзерена. В своё время, уже будучи королём, Франциск обидно пролетел мимо поста главы Священной Римской империи: императором избрали испанского Карла Габсбурга, получившего в лице Франции постоянную головную боль.
В целом, французский монарх был прогрессивный мужик: приютил Леонардо да Винчи, дав тому спокойно умереть во дворце в Амбуазе, оживил местный Ренессанс, пригласив Бенвенуто Челлини и Андреа дель Сарто, при нём Рабле творил своего "Гаргантюа", заезжал на огонёк Рафаэль и прочие великие.
Франциск I любил Челлини, восхищался его талантами, принимал крутой нрав, посмеивался над своей фавориткой герцогиней Д'Этамп, отчаянно интриговавшей против итальянца. Он подарил ему огромный Нельский замок и назначил щедрое содержание (которое, правда, Челлини получал крайне нерегулярно, по причине пустой казны).
Особое расположение короля вызывал тот факт, что во времена осады Рима в 1527 году Челлини подстрелил бывшего коннетабля Франции Бурбона, предателя, переметнувшегося во враждебный стан императора. Во время 4–ой Итальянской войны Бурбон здорово подгадил королю: Франциск, разбитый его войсками в битве при Павии, получил год испанского плена и позорный Мадридский договор, лишивший его Бургундии, Фландрии и графства Артуа.
Даже сбежав из золотой клетки обратно на родину, языкастый Бенвенуто слова плохого не сказал о своём французском патроне.
Сальера, пожалуй, лучшее творение флорентийского мастера из сохранившегося наследия. Невзирая на скромные размеры, она монументальна, изысканна и самодостаточна. Челлини задумал её ещё в Риме, в довершение к вазе и блюду, предназначавшихся для кардинала Феррарского, посланного Франциском вызволять опального ювелира из папского плена. Но, как это часто бывает, планы поменялись, жизнь закрутилась, и царственная солонка появилась на свет только через 4 года уже во Франции.
Франциск был настолько сражён фантазией и виртуозной работой флорентийца (а французы тогда конкретно пресмыкались перед итальянскими мастерами), что, "издав возглас восторга", тут же хотел отвалить Бенвенуто 7000 золотом. Но крайняя нужда и доброжелатели сократили сумму до 1000. В дальнейшем его внук Карл IX зачем–то сплавил Сальеру в Австрию, где она и остаётся до сих пор.
Что может быть и неплохо, поскольку большая часть великих французских творений Челлини исчезло в огне не менее великих французских революций.
21 февраля 2006 в 50 км от Вены группа ответственных товарищей из Музея Истории Искусств дрожащими руками откапывала в ближайшем лесу бесценный артефакт. По иронии судьбы, эта местность носила название "Холм сокровищ". Легендарный похититель, оказавшийся на поверку 50–летним специалистам по охранным системам, увидев себя в телевизионных новостях, мгновенно прискакал с повинной.
Доблестная австрийская полиция вычислила его по видео из салона сотовой связи, чьи телефоны Роберт Манг регулярно использовал для переговоров. Вместо 10 млн. выкупа, он получил 4 года, потом ещё один, в конечном итоге став на 33 месяца любимцем австрийских домохозяек, заваливших его в тюрьме трогательными посланиями.
Так кто же для нас, благодарных потомков, Бенвенуто Челлини: гений, злодей или мистификатор? Ангел Флоренции или исчадие ада? Скорее всё–таки гений. В его трогательно–бесхитростных и эмоциональных строчках совсем несложно отделить зёрна от плевел, а немногие вещи, дошедшие до нас, завораживают.
И пусть в нём нет глубины гения Микеланджело или величественной простоты Донателло, временами он излишне манерен или увлечён деталями, стиль Челлини, давший бронзе тайну плоти, поистине уникален и цепляет не хуже его заветного "колючего кинжальчика". Заставляя задумываться о вечной красоте и непреходящей гармонии окружающего нас с вами мира.