Эталон жены. Женни Маркс
Некоторым мужчинам чертовски везет. Они умудряются жениться на женщинах, из которых получаются замечательные спутницы жизни. На могильном памятнике дамы, которой посвящен наш сегодняшний рассказ, можно было бы написать: "Здесь лежит идеальная жена, соратница и помощница: эталон для любой женщины с точки зрения любого мужчины". Но написано на мраморной плите другое: "Женни фон Вестфален, возлюбленная жена Карла Маркса. Родилась 12 февраля 1814 года, скончалась 2 декабря 1881 года".
Иоганна Берта Юлия Женни, урожденная баронесса фон Вестфален, была натурой романтической и по-немецки чувствительной, что совершенно не мешало ей оставаться особой умной и разносторонне образованной. Добавьте к этому статус первой красавицы города Трира, аристократическое происхождение и богатых родителей - неудивительно, что желающих сделать предложение такой девушке находилось немало.
Однако Женни всем отказывала - она еще в раннем детстве подпала под обаяние брата своей подружки Софи Маркс, Карла, бывшего моложе ее на четыре года, и даже думать не хотела ни о ком другом.
Карл, был, с точки зрения родителей Женни, наименее желанным претендентом на ее руку. К слову, родители самого Маркса также были против женитьбы сына на аристократке.
Барон Людвиг фон Вестфален и отец Карла Генрих Маркс были знакомы, состояли в одном клубе и любили поспорить на политические темы. Их дети дружили и росли вместе. Однако уклад и стиль жизни обеих семей различались столь существенно, что брачный союз между Женни и Карлом всем казался мезальянсом. К тому же харизматичный Карл в это время уже увлекся политикой и философией и принялся вдохновенно проповедовать оппозиционные идеи, что навлекло на молодого идеолога неудовольствие властей и, как следствие, отсутствие постоянной работы и стабильного дохода.Брак с таким человеком трудно было расценивать как надежную гавань. Однако молодые люди поклялись друг другу в вечной любви. Свадьба оказалась возможной только после семилетней помолвки, когда отцы и жениха, и невесты уже скончались, а матери смирились с неизбежным. Идущей к алтарю Женни исполнилось 29 лет, и она боготворила своего супруга, который, в свою очередь, обожал ее и продолжал пылко любить всю жизнь.
От матери невеста получила приданое: столовое серебро, немного денег и самый ценный, как тогда казалось, дар: Каролина фон Вестфален передала замужней дочери свою молоденькую компаньонку Елену Демут, ставшую в новой семье экономкой и "прислугой за все", и обязалась пожизненно платить ей жалованье.Денег в доме Женни и Карла никогда не бывало. Вернее, они были, но поступали нерегулярно и тратились неразумно. Маркс, посвящавший свое время политике и философии, работать не мог и не хотел. Он изредка получал гонорары за свои статьи и небольшие наследства, однако основной доход семьи состоял из сумм, подаренных главным "спонсором", другом и последователем Маркса Фридрихом Энгельсом. Все деньги немедленно тратились - на выплату старых долгов с тем, чтобы тут же сделать новые. Кредиторами Маркса были почти все его друзья и знакомые, а также ростовщики, банкиры и лавочники. Женни ездила просить денег у Леона Филипса, преуспевающего голландского коммерсанта и родного дяди Маркса по материнской линии (любопытно, что сыновья этого дядюшки Леона Жерар и Антон основали концерн "Филипс"). В самые тяжелые времена приходилось всей семьей жить на жалование Елены Демут, которым она беспрекословно делилась со своими хозяевами.
Впрочем, Женни не пилила мужа за недостаток средств, хотя бедность обернулась страшным горем: считается, что умершие в детстве два сына и дочь Женни могли погибнуть именно из-за недостаточно комфортных бытовых условий и постоянных переездов; еще один ребенок родился мертвым. Женни удалось поднять на ноги только трех дочерей.
На восьмом году замужества Женни экономка Елена Демут родила чернявого младенца, поразительно похожего на Карла. Официально отцом ребенка назвался верный Фридрих Энгельс, однако Женни прекрасно знала, что Елену соблазнил ее супруг. Унижение было пережито с завидной стойкостью: новорожденного по инициативе Карла Маркса отдали в чужую семью, Энгельс беспрекословно платил на него алименты, а Женни ни единым словом не выразила своего огорчения и не пожелала расстаться с любимой помощницей и подругой. Позже, уже на смертном одре, умирая от рака печени, она завещала похоронить себя так, чтобы рядом со временем могли лечь Карл и Елена.