Европа после Вестфальского мира
Вестфальский мир, заключенный в 1648 году, не только положил конец Тридцатилетней войне, одной из самых разрушительных войн в истории Европы; он также положил конец одному из самых решающих периодов европейской истории – Реформации и Контрреформации.
Хотя религиозные события и мотивы по-прежнему имели жизненно важное значение в истории многих европейских стран (таких, как Франция, Англия и габсбургские территории) в религиозных границах не произошло никаких дальнейших изменений: европейские страны и княжества сохранили религию, которая была установлена там в 1648 году. Только религиозные меньшинства (такие, как австрийские протестанты и французские гугеноты) могут быть вынуждены покинуть свои родные страны; или же могут получить официальное признание, как это сделали нонконформисты в Англии.
Конечно, в период, с 1648 по 1688 годы, в Юго-Восточной Европе господство Ислама было ослаблено, но это было политическим изменением; оно освободило венгров и других балканских христиан от турецкого господства, но не изменило религиозной лояльности населения. Даже в сильно разделенной Германии религиозные границы оставались стабильными после мира 1648 года.
Хотя несколько немецких княжеских домов меняли свою веру на протяжении последующих десятилетий, в основном из лютеранства в католицизм. Однако их подданные не последовали этому примеру, и сохранили свою религию. Очень медленно религиозные конфликты начали утихать, и религиозная ненависть начала отступать, этому поспособствовал Нантский эдикт 1685 года, даровавший французским протестантам вероисповедные права.
Некоторые из ведущих мыслителей и писателей Европы пытались сближать различные христианские религии или мечтали об одной всеобъемлющей религии. Более рациональный подход к миру и его проблемам можно наблюдать во многих местах. Большие достижения в науке и образовании двигались в этом направлении. Европа начинала готовиться к рационализму и просвещению восемнадцатого века.
Вестфальский мир также положил конец мечтам о реформировании и объединении империи, которыми дорожили Максимилиан I и Карл V и которые император Фердинанд II в очередной раз попытался осуществить в ходе Тридцатилетней войны. Отныне империя представляла собой свободную Федерацию многих государств, которая действительно дожила до начала XIX века, но даже номинально перестала быть ведущим Христианским государством. Хотя многие дальнейшие реформы были предприняты после 1648 года, они дали мало практических результатов.
Что еще более важно, великий союз, который доминировал в Европе на протяжении более века – союз испанских и австрийских Габсбургов – больше не был мощным. Поражение «непобедимой» испанской армии при Рокруа и при Конде не только ознаменовало упадок Габсбургской власти, но и стало предвестником грядущих событий. Австрийские Габсбурги пострадали от этого упадка гораздо меньше, чем их испанские собратья, несмотря на продолжающийся распад империи.
Пока Габсбурги были в затруднении, турки, вернувшихся к политике завоеваний, в 1683 году смогли дойти до Вены и осадить ее. Однако осада была неудачной, и понеся потери, турки отступили. Теперь турки перестали господствовать на Балканах, и с этого момента габсбургские армии смогли завоевать большие территории в Венгрии и Трансильвании; но единого Габсбургского государства не возникло.
Австрийские Габсбурги продолжали оставаться одной из ведущих семей Европы — гораздо дольше, чем любой другой правящий дом; их главные соперники, Берлин и Москва, только начинали закладывать основы своего будущего величия во второй половине XVII века.
Центральное место, однако, без всякого сомнения, принадлежало Бурбонам: именно господство Франции было наиболее ярко отмечено Вестфальским миром.