Средний класс в XVII веке: Англия, Голландия, Франция
Только в двух морских странах Англии и Голландии, где торговля и промышленность могли развиваться более свободно, можно говорить о «подъеме среднего класса» в период Людовика XIV. Только в этих двух из крупных европейских государств знати и ее стандарты не доминируют в жизни общества, государство не вмешивается в детали экономической жизни.
Даже аристократы виги и помещики тори восстановленные в Англии были тесно связаны с городскими средними классами и их хозяйственной деятельностью. В других европейских странах, таких как Испания, Италия или Священная Римская Империя после Тридцатилетней войны, средний класс сокращался; в Восточной Европе он еще не появился на свет.
Во Франции их амбиции были слишком ограничены покупкой постов и титулов и назначаемыми государственными должностными лицами; было слишком мало частных инвестиций и накоплений частного капитала; то, что излишки там, возможно, были доступны, было поглощено большой армией и тяжелым бременем, наложенным почти непрерывной войной. Поэтому Франция, хотя и значительно более развита, чем страны Центральной или Восточной Европы, отстала в конкуренции с морскими странами. В другой жизненно важной области – науке и технике и ее применении в промышленности. В этом лидировали также Голландия и Англия; и это, как представляется, опять же связано с более стихийным экономическим климатом, который существовал в этих двух странах, и с социальным прогрессом, который там достигался.
Для Англии, действительно, с Исааком Ньютоном, Робертом Бойлем, Уильямом Харви, Ричардом Лоуэром, Кристофером Реном и Королевским обществом (основанным в 1660 году) это был великий век, едва ли сопоставимый с любым другим. Франция имела своих Декарта и Паскаля, но оба принадлежат к более раннему поколению: при Людовике 14 Франция не дала миру ни одного великого французского ученого.
Период с 1648 по 1688 год был периодом величия Франции не только в политической и военной сфере, но и в культуре, литературе и искусстве. Однако существуют и другие области, которые, с более общей точки зрения, имеют наибольшее значение для будущего — финансы и экономика, социальная структура, развитие среднего класса и промышленности, зарубежная торговля и колонии, большее разнообразие и терпимость в религии.
В них не Франция возглавляла Европу, а две морские державы – Голландия и Англия.
О том, что Голландия скоро уступит свое передовое место Англии, свидетельствовала в этот период потеря ее колоний в Америке; но это было связано, прежде всего, с ее более ограниченными ресурсами и ее меньшим населением, а также с затяжными войнами, в которых была вовлечена Голландия из-за нападений Людовика XIV.
Это была одна из ироний истории, что они не принесли пользу Франции, величайшему торговому сопернику Голландии, другой протестантской державе, которую Людовик напрасно надеялся вернуть в лоно католической церкви. В Англии результатом этой политики стало не укрепление католицизма, а протестантская революция, которая прочно привела ее в ряды врагов Людовика и тем самым материально способствовала провалу его амбициозных планов.
Таким образом, Людовик XIV переоценил себя, и после господства Франции последовал период ее упадка. Англия и Голландия, объединившись под Оранской династией, сумели победить величайшую державу Европы.