Кочевые народы: гунны и хунну
Происхождение гуннов - загадка. Чаще всего они отождествлялись с воинственным народом, известным как хунну (Сюн-ну), конфедерацией степных племен, вели войныс китайцами в конце периода Воюющих государств (475-221 гг. до н. э.) и династии Хань (206 г. до н. э.– 220 г. н. э.), но в конечном итоге были отброшены обратно в Центральную Азию. Дабы сдерживать напор северных кочевников, китайские императоры строили и усиливали участки Великой стены. Главный участок Великой стены был построен на границе с хунну.
Конечно, разрушительная техника войны хунну, которая ужасала китайцев, была именно той, которая использовалась с таким же эффектом гуннами около пяти столетий спустя против столь же цивилизованных римлян – блестящие навыки верховой езды в сочетании с использованием составного лука, достаточно короткого, чтобы стрелять в любом направлении c лошади, даже прямо назад – знаменитый «парфянский выстрел». Слишком мало известно о происхождении хуннов, чтобы идентифицировать их положительно с хунну, но последние были явно похожи на гуннов.
В качестве альтернативы китайским ударам, причина движения гуннов на Запад могут лежать в безысходности. Кочевые племена вели хищнический образ жизни, держась на пастбищах своих предков, но готовились вторгаться в пастбища других и отражать вторжения на свои собственные земли, поскольку суровые погодные условия гнали кочевников и их стада туда и сюда по среднеазиатской степи. Таким образом, серия особенно разрушительных засух – регулярная опасность в полузасушливых степях – разорвала привычные пастбищные циклы кочевников вокруг Аральского и Каспийского морей и подтолкнула их к новым пастбищам и, таким образом, к столкновению с аланами и готами.
И все же климат сам по себе не является достаточным объяснением, ибо для меньшего племени засуха оказалась бы фатальной. Поэтому представляется вероятным, что гунны были конфедерацией тюркских племен, двигавшихся на Запад. Кочевой образ жизни и общие тяготы, которые представлял такой образ жизни, привели в определенной степени к культурному единству среди всех степняков Центральной Азии.
При правильном сочетании потребностей, личных интересов и лидерства эти этнические группы кочевников могли бы объединиться для создания альянсов, а затем развалиться, чтобы сражаться между собой с большой скоростью. У кочевых народов была легенда, в которой мать упрекала своих ссорящихся сыновей, говоря им, чтобы каждый взял стрелу и сломал ее – то, что они могли сделать легко. Затем она велела им собрать столько стрел, сколько у них сыновей, и разбить их – чего никто из них не мог сделать.