Советская летчица - Марина Михайловна Раскова
Командир женского бомбардировочного авиационного полка, майор ВВС РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.
В детстве Марине прочили совершенно иную судьбу, видя в ней потенциальную оперную певицу. Она родилась в Москве 28 марта 1912 года. Отцом ее был Михаил Дмитриевич Малинин, артист оперы, антрепренер, вокальный педагог. Мама Марины работала учительницей.
Михаил Малинин заметил в дочери талант певицы и стремился его развивать. Марина была поздним ребенком, и отец в дочке души не чаял. Но в 1919 году случилась трагедия — 66-летний Малинин был сбит мотоциклистом.
Когда Марине исполнилось 17 лет, она начала работать лаборанткой на Бутырском химическом заводе.
В ее обязанности, в частности, входило приносить на лекции навигационные приборы, и поначалу даже их названия приводили Марину в ужас. Девушка, однако, проявило упорство, освоив не только названия приборов, но и их применение.
1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «заболела» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.
В 1934 году Марина Раскова, на «отлично» сдав экзамены, получила специальность авиационного штурмана. Почти сразу после сдачи экзаменов ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса — Батуми. С заданием штурман Раскова справилась блестяще.
В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
Но главным в ее жизни становится перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.
Летом 1938 года разрешение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала ее извечная соперница и конкурентка в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой — женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, просто не было.
Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.
После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.
В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.
Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.
Проблема, однако, была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом.
Марина приземлилась в глухой тайге, где на несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной холод, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.
Москва встречала женский экипаж с восторгом. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова выступила с идеей создания подразделений, составленных из женщин-летчиц. К этому предложению поначалу отнеслись скептически, но майор Раскова пустила в ход весь свой авторитет и влияние. Ей удалось добиться положительного отзыва на предложение от самого Сталина, после чего работа по формированию женских авиачастей была начата.
Марина Раскова стала командиром 587-го авиаполка, во главе которого выполняла задания по нанесению бомбовых ударов по гитлеровцам.
Судьба сложилась так, что смерть настигла эту смелую женщину не на фронте. 4 января 1943 года подразделение Расковой возвращалось на фронт после переформирования в тылу. В сложных метеоусловиях самолет Марины Расковой потерпел катастрофу близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. Ей было всего 30 лет.
Сначала Марину Раскову похоронили в Саратове. Затем ее останки были кремированы, перевезены в Москву и торжественно захоронены в Кремлевской стене.