Войти

Православная Англия: самые невероятные парадоксы истории

В современном мире трудно представить себе более антагонистичные страны, чем Россия и Англия. Регулярные политические конфликты век от века лишь углубляют этот антагонизм. Всячески подчеркиваются культурные различия, в частности различия церквей и традиций.

Однако в русской традиции существует довольно популярное мнение, как бы «присваивающее» отчасти Англию.

Это — история о британском православии, которое якобы имело место до одиннадцатого века, то есть до норманнского нашествия.

Исторический аспект: крещение Англии

В шестом веке в Англии поселились три германских народа: англы, саксы и юты. Они захватили большую часть Британии, кроме небольшого клочка на западе острова, образовали несколько королевств, которые были, как и захватчики, языческими. На тот момент на территории Англии жили исконные кельтские народы. О том, что последние были христианами как минимум до 360 года, свидетельствуют многочисленные найденные артефакты. Даже когда римские легионы покинули Британию, местные жители продолжали поклоняться Христу.

Примечательно, что в Ирландии в это время христианство уже процветало. В то время, как англосаксонские язычники доминировали на большей части острова, на западе Британии местные жители исповедовали христианство. Не без поддержки ирландских миссионеров. Отрезанные от других единоверцев, они терпели изрядные трудности: саксы регулярно опустошали их земли, уничтожали церкви, а прочие христиане на больших церковных соборах выговаривали им насчет того, что кельтская церковь изрядно отличается от римской.

Различия заключались в форме тонзуры, в расчете даты Пасхи, в преобладающей роли монастырей. Но все это никак не служило причинами для раскола.

В конце шестого века папа римский Григорий Великий отправил миссионеров, среди которых был и святой Августин, в Англию. Папа попросил способствовать им франкских правителей и епископов. Миссионеры прибыли к Этельберту, носившему титул верховного короля Британии, и попытались обратить его в христианскую веру. Тот, хоть и принял священников весьма благосклонно, напоив и накормив, менять веру, которой так долго придерживался его народ, поначалу отказался. Зато предоставил им дом в главном из своих городов — Кентербери.

Возможно, это было связано с тем, что его супруга Берта была христианкой. Миссионеры начали свою проповедь. Молились они в церкви Святого Мартина, оставшейся здесь еще со времен римского владычества. В этот храм часто ходила королева Берта.

Как сообщают летописи, христианство быстро завоевывало симпатии кентерберийцев и вскоре сам король Этельберт крестился, «привлеченный чистейшей жизнью святых». Впрочем, крестить принудительно свой народ он по-прежнему не собирался.

В 627 году христианство принял король Эдвин. После этого язычников массово крестили в реке Свэйл. Состоялся собор, на котором была определена дата Пасхи: так кельтская церковь растворилась в британской на территории Англии. Но, кстати, не Ирландии: там она сохраняла лидирующие позиции, пока не была захвачена Англией в двенадцатом веке.

Церковь Англии, таким образом, возродившаяся благодаря папе Григорию Великому, поддержала учение первых шести Вселенских соборов и благополучно развивалась. До норманнского нашествия, которое кардинально изменило английскую историю. Произошло оно в 1066 году.

Считается, что напавшие на Англию норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем были католиками и поставили точку в английском православии. Так ли это?

Теологический аспект: причина раскола

Раскол между западной (с центром в Риме) и восточной (с центром в Константинополе) церквями произошел в 1054 году. Ключевым вопросом, из-за которого раскололась церковь, считается филиокве. Это мнение католической церкви, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православные же полагают, что Святой Дух исходит только от Отца.

До разрыва церковь придерживалась православной точки зрения. Однако дискуссии, хоть они и не приводили к расколу, поднимались задолго до одиннадцатого века. Адон Венский рассказывает о том, как «в 757 году по Воплощении Господа был собран собор и, между Греками и Римлянами, был обсуждаем вопрос о Троице, и о том, исходит ли Святой Дух, как от Отца, так и от Сына».

При этом главой церкви все это время был римский папа (первым из них считается апостол Петр).

Вот что произошло в 1054 году: конфликт между Константинополем (считавшим, что Святой Дух исходит только от Отца) и Римом (который настаивал на филиокве) зашел слишком далеко. Кроме филиокве, сказались и другие различия, и особенно — политические разногласия между папой римским и патриархом Константинополя.

Имелись и другие нюансы — в тонкостях вероисповедания, а также традициях: например, богослужение в Риме проводили на латыни, а в Константинополе — на греческом; западная традиция настаивала на целибате, а восточная — допускает, что священником может стать женатый человек.

Конфликт дошел до того, что патриарх велел закрыть латинские церкви в Константинополе. Святые Дары выбрасывались из дарохранительниц и топтались ногами. Папа римский прислал в Константинополь кардинала, который вручил отлучительную грамоту восточной церкви. Патриарх Михаил ответил тем же, и так произошел первый в истории церковный раскол.

Что до Англии, то казус в том, что она попросту не успела отреагировать. Норманны подчинили себе страну всего через двенадцать лет после раскола.

По умолчанию все страны до раскола считаются православными. Именно потому что основной причиной разрыва был вопрос филиокве: до раскола обе церкви считали, что Святой Дух исходит только от Отца.

«Как и сейчас считают православные и монофизиты, — уточняет отец Феодорит. — Идея филиокве сформировалась задолго до раскола, но была теологуменом — т. е. частным богословским мнением. Тем более что часто она понималась как „исходит от Отца через Сына" („Пошлю вам Утешителя от Отца"). Периодически это мнение становилось главенствующим в западной церкви. Но раскол зафиксировал его как основную причину расхождения».

Примечательно, что юлианский календарь в Англии был заменен григорианским только в 1752 году. Англичане были крайне недовольны и долго еще именовали «старый стиль» английским, а «новый стиль» — римским!

Мне нравится
39