Зачем перед съёмкой каждого дубля фильма щёлкают хлопушкой
Над созданием кинофильмов трудятся режиссёр, оператор, звукорежиссёр и очень большое количество других специалистов съёмочной группы. Они снимают фильмы по частям – сценам. Каждая сцена переснимается несколько раз, другими словами, делаются дубли. Затем кинопленка с кадрами сцен попадает на монтаж, где выбирают лучшие дубли и соединяют их, – так получается кино.
Но при монтаже легко можно запутаться в отснятом материале, ведь некоторые сцены могут пересниматься десятки раз.
Чтобы путаницы не случилось, перед съемкой каждого дубля помощник режиссёра или оператора помещает перед объективом кинокамеры хлопушку – дощечку с прикрепленным к ней бруском, произносит номер сцены и дубля и щелкает хлопушкой. На хлопушке написано название фильма, номер кадра и дубля. Таким образом, хлопушка разделяет на плёнке дубли и сцены. Все это помогает смонтировать материал по порядку и выбрать из всей массы нужные дубли.
«Но зачем нужен щелчок?» – спросите вы. Дело в том, что изображение в кино снимается на кинокамеру, а звук записывается другим устройством. И чтобы потом, когда звук и изображение соединят, сказанные актёрами слова совпадали с движениями губ, в начале съёмки делают щелчок хлопушкой. Звук щелчка и изображение момента щелчка во время монтажа сопоставляются – и получается, что герои фильма раскрывают рты кстати.
Конечно, современная техника позволяет соединить звук и изображение и без щелчка хлопушкой, но выбрать нужные дубли и расположить по порядку отснятые сцены без хлопушки не получится.