Лысенко был прав, а Дарвин ошибался?
Советского агронома и биолога Трофима Лысенко когда-то критиковали за идеи, согласно которым живые организмы способны быстро эволюционировать под воздействием условий внешней среды. Современные ученые доказали, что Лысенко был прав.
Трофим Лысенко считал, что можно выращивать более крупных сельскохозяйственных животных, если воздействовать на них еще на этапе внутриутробного роста — например, при помощи температуры, света и других факторов. Сперва идеи ученого находили официальную поддержку, а затем, когда Лысенко стал неугодным советской власти, от них отвернулись.
Новое исследование, проведенное израильскими учеными из Университета Хайфы, показало, что Лысенко был прав, а Чарлз Дарвин, в свою очередь, ошибался. Ученые изучали мутации среди африканского населения, обусловленные факторами, связанными с борьбой с малярией.
Выяснилось, что генетические изменения, фиксируемые у целых групп людей, не являются случайными — они обусловлены конкретными действиями, направленными на борьбу с малярией. Это значит, что кроме естественного отбора, эволюция может происходить и под давлением внешних факторов, обеспечивающих прямые мутации и быстрые эволюционные изменения. Результаты нового исследования указывают на то, что современная наука пока что знает далеко не все о механизмах эволюции.