Откуда у некоторых статуй острова Пасхи взялись красные шляпы
У некоторых избранных гигантских голов острова Пасхи особенно странный выбор головных уборов. Лишь у нескольких из этих знаменитых статуй из вулканического камня на голове красная «шапка». Мало того, что эти шляпы сделаны из красного камня, добытого в карьере на другой стороне острова, они также, по-видимому, были добавлены после возведения статуй.
Итак, как и почему эти 13-тонные шляпы оказались на вершине 4-метровой статуи? Археологи считают, что они знают причину.
Остров Рапа-Нуи был впервые заселен в 13 веке полинезийскими мореплавателями. В течение десятилетий после высадки они потратили следующие два столетия на создание этих гигантских скульптур, известных как моаи, из вулканического туфа, типа породы, сделанной из вулканического пепла, выброшенного во время извержения. Специалисты до сих пор спорят об этом, но сейчас общепризнано, что эти монолиты перемещались из карьера качательным движением. Этот карьер, однако, находится более чем в 12 километрах от карьера красного шлака, где были выкованы шляпы пукао.
В 2018 году археологи утверждали, что шляпы были помещены на статуи после их возведения, скорее всего, после того, как их в сыром виде прокатили из карьера к статуям, а затем вырезали на месте. Они обнаружили, что необработанный красный шлак можно найти по пути к статуям из каменоломен.
Затем, должно быть, использовались пандусы, чтобы поднять 12-тонные шляпы до уровня головы. Однако фотограмметрия и высокотехнологичное 3D-изображение выявили углубления на основании шляп, убедительно предполагая, что их нельзя было просто поднять по пандусу на их основании, иначе канавки из мягкого камня стерлись.
Вместо этого исследователи утверждали, что их катили по большим пандусам к вершине стоящей статуи, используя технику расстегивания, проверенный метод перемещения тяжелых грузов, в котором используются веревки, проложенные под объектом. Благодаря поворотному рычагу это позволяет относительно легко поднимать тяжелые предметы по пандусам. Исследователи выяснили, что для всего этого процесса потребуется менее 15 рабочих.
Однако, почему они пошли на все эти усилия, остается неясным. Большинство исследователей по понятным причинам полагают, что шляпы использовались, чтобы различать статуи или обозначать силу конкретной статуи. Одно можно сказать наверняка: разместить шляпы было непростой задачей, поэтому они, должно быть, имели какое-то действительно глубокое значение.