Войти

Мечты могут послужить жизненно важной цели, о которой мы даже не подозревали

Мечтание меньше похоже на порок и больше похоже на добродетель, чем больше нейробиологи и психологи изучают этот феномен. Ученые из Гарвардского университета нашли предварительные доказательства того, что, когда мыши «мечтают» или тихо размышляют о чем-то, что они видели ранее в тот же день, их мозг перенастраивается полезным образом для памяти и обучения. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Эту гипотезу еще предстоит проверить в дальнейших экспериментах, но похоже, что, когда мышам показывают черно-белый клетчатый узор, они все равно могут визуализировать изображение мысленным взором даже после того, как оно исчезло из поля зрения.

Эта «мечта» - эффект, когда зрительная кора занята визуализацией изображения, которого больше нет, возникал только тогда, когда мышь не стимулировалась, находилась в спокойном и расслабленном состоянии с маленькими зрачками.

Именно это нестимулированное мечтательное состояние, по мнению ученых из Гарварда, может иметь эффект, аналогичный сну, консолидируя воспоминания и улучшая обучение.

«Мы хотели знать, как этот процесс мечтаний происходит на нейробиологическом уровне и могут ли эти моменты спокойного размышления быть важны для обучения и памяти», — объясняет нейробиолог Нгиа Нгуен из Гарвардского университета.

В исследовании приняли участие 13 мышей, которым показывали два разных черно-белых изображения 64 раза в течение дня по две секунды каждое в не стимулирующей среде.

В течение нескольких дней эти эксперименты повторялись, пока команда из Гарварда отслеживала электрическую активность 7000 нейронов в мозгу восьми мышей, включая нервные клетки зрительной коры и гиппокампа — области, тесно связанной с консолидацией памяти.

Каждое из двух изображений в конечном итоге вызывало разные паттерны нейронной активности в латеральной зрительной коре мышей. Эта часть мозга связана с распознаванием объектов и различением особенностей форм.

Результаты показывают, что мозг мыши кодирует каждое изображение с помощью различных моделей нейронной активности.

Но что действительно интересно, так это то, что после того, как эти изображения были заменены пустым экраном компьютера, зрительная кора головного мозга мыши иногда «реактивировалась», возбуждая паттерн нейронов, аналогичный удаленному изображению.

Эта краткая реактивация зрительной коры часто сопровождалась резкими пульсациями в гиппокампе – признак того, что мозг эффективно кодировал визуальная информация, несмотря на отсутствие стимула.

Со временем активность мозга при виде изображения стала напоминать активность мозга во время мечтаний об этом изображении.

Это признак того, что мечтания укрепляли одни нейронные связи и ослабляли другие, создавая в целом более эффективную реакцию на стимул.

«Когда вы много раз видите два разных изображения, становится важно различать их», - объясняет Нгуен. «Наши результаты показывают, что мечтания могут управлять этим процессом, направляя нейронные паттерны, связанные с двумя изображениями, друг от друга».

Результаты показывают, что, когда мозг не стимулируется, он может ускользнуть в воображаемый мир, где мысленные образы могут активно реорганизовать будущие реакции мозга на стимулы.

Неизвестно, применимо ли это и к человеческому мозгу, но предыдущие исследования показали, что опрос людей вспоминание изображения увеличивает активность мозга в зрительной коре и гиппокампе.

Другие исследования показали, что люди, которые больше мечтают, лучше вспоминают воспоминания в отвлекающей обстановке.

«Мы вполне уверены, что если вы никогда не дадите себе время для бодрствования, у вас не будет так много этих мечтательных событий, которые могут быть важны для пластичности мозга», — утверждает нейробиолог Марк Андерманн из Гарварда.

Однако, как и многие другие воздействия на здоровье человека, слишком много хорошего может оказаться плохим. Некоторые ученые считают, что слишком много мечтать или мечтать о неправильных вещах может оказать негативное воздействие на когнитивные способности человека, например, на внимание и кратковременную память.

Что касается деятельности, которая может занимать до половины нашего времени бодрствования, удивительно, что мы этого не знаем подробнее о наших блуждающих умах.

Мне нравится
16