Искусственный интеллект обнаружил необычный сигнал, скрытый в знаменитом шедевре Рафаэля
Искусственный интеллект (ИИ) можно научить видеть детали на изображениях, которые ускользают от человеческого глаза. Теперь нейронная сеть искусственного интеллекта обнаружила что-то необычное в лице на картине Рафаэля, предположительно оно было написано не Рафаэлем. Новое исследование было опубликовано в журнале Heritage Science.
Лицо, о котором идет речь, принадлежит Святому Иосифу и изображено в левом верхнем углу картины, известной как Мадонна делла Роза (или Мадонна с Розой).
На самом деле ученые уже давно спорят о том, является ли картина оригиналом Рафаэля. Хотя для заключения о происхождении произведения искусства требуются разнообразные доказательства, новый метод анализа, основанный на алгоритме искусственного интеллекта, встал на сторону тех, кто считает, что по крайней мере некоторые мазки были выполнены рукой другого художника.
Исследователи из Великобритании и США разработали специальный алгоритм анализа на основе произведений, которые, как нам известно, являются результатом кисти итальянского мастера.
«Используя глубокий анализ особенностей, мы использовали изображения подлинных картин Рафаэля, чтобы научить компьютер очень детально распознавать его стиль, начиная с мазков кисти, цветовой палитры, теней и каждого аспекта работы», — говорит математик и ученый-компьютерщик Хасан Угайл из Университета Брэдфорда в Великобритании. «Компьютер видит гораздо глубже, чем человеческий глаз, на микроскопическом уровне».
Процессы машинного обучения обычно необходимо обучать на огромном количестве примеров, что не всегда доступно, когда речь идет о творчестве отдельного художника. В этом случае команда модифицировала предварительно обученную архитектуру под названием ResNet50, в сочетании с традиционным методом машинного обучения, называемым машиной опорных векторов.
Ранее было показано, что этот метод имеет уровень точности 98 процентов, когда дело доходит до идентификации картин Рафаэля. Обычно он обучается на целых изображениях, но здесь команда также попросила его посмотреть на отдельные лица.
Хотя Мадонна, Младенец и Святой Иоанн кажутся созданными рукой Рафаэля, в случае Святого Иосифа это не так. Исследователи отмечают, что в ходе предыдущих дебатов о подлинности картины считалось, что лицо святого Иосифа сделано хуже, чем другие лица в рамке.
«Когда мы протестировали делла Розу в целом, результаты не были окончательными», — говорит Угайл. «Итак, затем мы протестировали отдельные части, и хотя остальная часть изображения была подтверждена как Рафаэль, лицо Иосифа, скорее всего, оказалось не Рафаэлем».
Джулио Романо, один из учеников Рафаэля, возможно, был автором четвертого лица, но это далеко не факт. Это еще один пример того, как современные технологии раскрывают секреты классической живописи – на этот раз с помощью искусственного интеллекта.
Эксперты полагают, что «Мадонна с Розой» была написана на холсте в 1518–1520 годах. В середине 1800-х годов искусствоведы начали подозревать, что Рафаэль мог написать не все произведения искусства.
Теперь эти подозрения почти наверняка подтвердились, хотя исследовательская группа, стоящая за исследованием, стремится подчеркнуть, что этот ИИ в будущем будет помогать экспертам в области искусства, а не заменять их.