Войти

Как труп британского нищего провел нацистскую Германию?

Весной 1943 года, когда Вторая мировая война (1939-1945) была в самом разгаре, командование союзных войск прорабатывало план высадки на Сицилии. Место высадки было выбрано очень удачно и сулило большие успехи союзному командованию, но лишь при условии, что нападение будет неожиданным для немецкого и итальянского командования. Но именно здесь оно и ждало удара и сосредоточило на данном направлении большие силы. Требовалось любым способом отвлечь внимание немецкого командования, убедить, что удар будет нанесён на других направлениях, прежде всего в Греции, где оккупационный режим Германии был весьма непрочен. За проведение операции по дезинформации взялась британская разведка MI6.Однако главная трудность состояла в том, как преподнести немцам дезинформацию, так чтобы она не вызвала у них подозрения.

Прорывом стала идея высказанная капитаном первого ранга военно-морской разведки Эваном Монтегю, который предложил сымитировать крушение самолёта и гибель его пилота, везущего секретное донесение возле нейтральной страны, но в таком районе, где высока активность немецкой разведки. Идея понравилась высшему командованию, которое доверила её дальнейшую разработку Монтегю. Тот весьма остроумно назвал её Mincemeat – «мясной фарш», «мясная начинка для пирога». Для неё нужно было выбрать тело будущего подставного пилота: причиной смерти должна была быть такой, что тело сошло за долго пробывшее в воде. Им оказалось тело недавно умершего бездомного бродяги Майкла Гриндура, у которого не было родственников. Для успеха операции ему детально продумали новую биографию. Согласно ей это был 34-летний Вильям Мартин, родом из Уэльса. По званию он был майором Морской пехоты – достаточно высокое звание, чтобы ему можно было доверить секретное поручение, и не слишком высокое, чтобы благодаря этому можно было раскрыть обман: высокопоставленных офицеров, начиная с полковников не столь много и их реальную биографию легче проверить.

Вещи «пилота» были подобраны так, чтобы они давали богатую пищу для размышлений и создавали впечатление реальной биографии. В вещах были всякие безделушки: огрызок карандаша и ключи, добавляющие образу реальность. На тело был надет серебряный крест и цепочка, в бумажнике лежала иконка святого Христофора, а в документах была отметка, что он по исповеданию католик. Это должно было предотвратить подробное вскрытие тела – ведь католическая церковь тогда выступала против подобной практики. Всякие даты среди документов и бумаг «погибшего» обрывались 24 апреля, чтобы указать предположительное время вылета. В его вещи положили фото девушки с подписью Пэм на обратной стороне. Рядом были корешки от использованных билетов на театр, счёт из ювелирной лавки за кольцо с бриллиантом, и гневное письмо из банка за неуплату по кредиту, счета за постой в военно-морском клубе (место отдыха и ночёвки британских офицеров, находившихся в командировке или разъездах). Всё это должно было создать впечатление, что это холостой офицер средних лет, который недавно посвятил свой короткий отпуск или увольнение совместному отдыху с любимой девушкой, на которой вот-вот должен жениться. Будущая помолвка должна была вот-вот состояться, и ради неё офицер вынужден потратиться выше своих обычных средств. Даже личные документы просрочены, чтобы придать образу реальности: «погибший» был так занят будущей помолвкой, что просрочил момент их продления.

Такая подробность была опасна: немцы могли подумать, что этот человек был рассеянным и возникал вопрос: как ему могли доверить столь важную миссию. Для компенсации образа важные документы были положены в портфель, который был прикован цепью к его запястью, как делают банковские клерки. Позже спохватились, что это бы мешало в длительном полёте, и прикрепили цепь к поясу. Это должно было сигнализировать высокую ответственность посыльного. Кроме того среди документов в портфеле были рекомендации о нём от начальства, как о человеке способном и ответственном и опытным в десантных операциях. Собственно документы, содержащие главную информацию и несущие гриф «Лично и совершенно секретно», были оформлены как личное письмо от генерал-лейтенанта Арчибальда Най (ради операции он действительно лично написал его от руки) до генерала Гарольда Александра. В письме было сказано, что реальная десантная операция будет в Греции, Сардинии и Корсике, а в Сицилии лишь обманный манёвр. Было сказано несколько реальных, но мало значительных деталей, которые немцы уже могли знать: например, настоящее название будущей операции по высадке в Сицилии – «Husky». Даже в рекомендациях от командования Вильяма Мартина была грубая шутка насчёт сардин, как дополнительный штрих в истории.

Замороженное в сухом льду тело «пилота» доставили на британской подводной лодке «Сераф» к побережью Испании возле Уэльвы. Место было выбрано не случайно: Уэльва была крупным промышленным городом, процветавшим за счёт одного из богатейших в Европе месторождений цветных металлов. Эти месторождения с 70-ых годов 19 века принадлежали английской компании Rio Tinto Company. Это обстоятельство привлекло в город большое количество англичан, которые заняли ключевое положение в большинстве направлений местного бизнеса. Когда началась Вторая мировая война (1939-1945), то Испания заняла благожелательный нацистской Германии нейтралитет. На её территории нацисты имели стоянки в портах и пользовались испанскими аэродромами для своей авиации. Это сделало положение в Уэльве весьма сложным и напряжённым: с одной стороны испанцы не могли запретить деятельность английских компаний в городе по причине своего нейтралитета, а также потому, что месторождения были главным источником доходов города. С другой стороны добытая здесь руда шла на нужды английской военной промышленности, что работало во вред Германии. Поэтому Уэльва стала местом невероятной активности Абвера (немецких спецслужб), которые занимались промышленным шпионажем и диверсиями на предприятиях Rio Tinto Company. В частности немцы даже бомбили суда с рудой, выходящие из порта. И, конечно же, всё это делалось при прямом попустительстве местных властей.

В 4:30 утра 30 апреля подлодка «Сераф» выгрузила тело «пилота» с пристёгнутым испорченным парашютом в прибрежные воды, и уже через пару часов оно было обнаружено местным рыбаком. Как и ожидалось местные власти, сочтя погибшего католиком, не стали проводить полного вскрытия, а обошлись внешним осмотром тела, придя к выводу, что погибший утонул пару дней назад в ходе падения в море его самолёта. 4 мая было проведены официальные похороны на местном английском кладбище. После этого известия английские спецслужбы предприняли дополнительные меры для укрепления легенды умершего. Сообщение о его гибели было напечатано в Таймс среди списка месячных потерь. Сыграло на руку то, что умышленно была взята несильно распространённая, но носимая несколькими реальными морскими офицерами фамилия, и что «пилот» значился среди двух других реальных утонувших возле Гибралтара офицеров. Когда англичане запросили назад секретные документы и получили их назад 13 мая, то экспертиза показала, что конверт был вскрыт и вновь запечатан. Как метко пишет по этому поводу Монтегю: «немцы проглотили весь фарш». Действительно, немецкие спецслужбы сразу же начали охоту за документами, и местные власти были вынуждены предоставить доступ к ним. Вскоре фотокопии документов были доставлены лично Гитлеру. Благодаря тонкой проработанной легенде (хотя сам Монтегю замечал, что они всё же допустили пару ошибок) у Абвера не возникло ни малейшего сомнения в реальности личности Вильяма Мартина и его донесений, а на основе их доклада и Гитлер поверил в достоверность этих сведений.

Его вера была так крепка, что им были отвергнуты всякие опасения Муссолини, настаивавшего на том, что главный удар будет в Сицилии. Главная немецкая группировка была размещена в Сардинии, Корсике и Греции. В последнюю был даже направлен один из лучших генералов Германии – Эрвин Роммель. Кроме того сюда из-под Курска для усиления обороны были переброшены три танковые дивизии из имеющихся шести. 9 июля началась операция по захвату Сицилии, которая продлилась до 17 августа и сразу стала складываться в пользу союзников. Немцы в течение 2 недель не верили в серьёзность этой операции, ожидая нападения на других направлениях, а когда спохватились, было уже поздно. Под впечатлением от военных неудач Верховный фашистский совет и король Виктор Эммануил III (король Италии 1900-1946) 25 июля сместили Муссолини с поста премьер-министра. Занявший его место маршал Пьетро Бадольо (1871-1945) начал переговоры с союзниками о перемирии, которое было заключено 3 сентября, одновременно с высадкой союзных войск на юге Италии. Германия не могла с этим смириться и вынуждена была 8 сентября оккупировать север Италии. В Европе был открыт новый фронт.

Таким образом, операция «Фарш» имела решающее значение для захвата Сицилии и выведения из войны Италии, а точнее её раскола на антифашистский юг и фашистский север. Вынужденный поддерживать ослабевшего Муссолини Гитлер ввёл свои войска в Италию, что оттянуло значительные силы с других участков Европы и ослабило их оборону. Это помогло в дальнейшем сломить немецкую оборону при десанте в Нормандии в 1944 году и освобождении Франции. Успех дезинформации сделал германское командование и лично Гитлера настолько мнительными, что позже они много раз просто игнорировали действительно реальную информацию о планах союзников, которая им случайно доставалась при утере британскими или американскими офицерами важных документов. Захват Сицилии обеспечил британскому флоту контроль над Средиземным морем, укрепил систему снабжения Великобритании и её войск и позволил расширить поток доставок ленд-лиза в Советский Союз через Чёрное море. Кроме того переброска почти половины немецких танков курской группировки сыграл на руку СССР и стал одним из факторов победы на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года) – одной из крупнейших и решающих битв Великой Отечественной войны (1941-1945). Таким самым неожиданным образом небольшая операция «Фарш» сыграла огромную роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне и союзников в целом во Второй Мировой.

Мне нравится
113