5 фактов о том, как красный и синий цвета управляют вашим поведением
Вообразите, что у вас есть огромная кнопка, нажав на которую можно разнести к чертям всю планету. Попробуйте представить себе эту кнопку. Представили? Какого она цвета?
Практически у 100% людей она окажется красной. На два цвета — красный и синий — наш организм откликается таким мистическим образом, что наука до сих пор разводит руками.
1. Дать вам незаслуженное преимущество
Во время Олимпиады 2004-го было подсчитано, что больше всего очков от судей получали спортсмены, одетые в красное. В результате исследования выяснилось, что у таковых на 13% больше шансов получить очко.
И если вы думаете, что «мощь» красного объясняется тем, что мы с детства привыкли видеть красные тревожные знаки и пожарные машины, то почему тогда обезьяны реагируют на этот цвет примерно так же, как и мы?
В ходе одного эксперимента исследователи кормили макак, одеваясь попеременно в красную, синюю и зелёную одежду. С зелёным и синим цветом никаких проблем не возникало. А вот на красные рубашки обезьяны реагировали так, будто им предлагали отобедать чистой отравой. Красный цвет для них означал опасность. А опасность — это в каком-то смысле и сила, и могущество.
Подтверждений магической силы красного можно найти уйму — стоит только оглядеться. Взять, к примеру, помаду. Ни для кого не секрет, что женщины с ярко-красной помадой на губах удостаиваются повышенного внимания мужчин.
Если вы считаете, что красная помада вам не идёт — наденьте красную блузку. Исследование показало, что официанткам в красных блузах мужчины давали на 14,6–26,1% больше чаевых.
2. Влияет на умственные способности
Если смотреть на красное перед тем, как походить тест IQ, то его уровень окажется ниже. Причём довольно значительно.
Студенты, которые решали задачки на сообразительность в красном окружении, справлялись с заданием намного хуже, потому что цвет настраивал их на большую осторожность. Когда кругом всё красное, человек подсознательно старается избегать сложных и неоднозначных ситуаций; а если вы всё время начеку и ждёте подвоха, вам сложнее мыслить продуктивно.
В таком случае, какой цвет поможет вернуть хладнокровие и рассудительность? Тот же, что возникает перед глазами, когда мы произносим «холод» — то есть синий. Если красный хорош для решения проблем, требующих повышенного внимания к деталям — он вообще привлекает внимание — то синий расслабляет нашу нервную систему.
Почему синий «раздвигает горизонты» нашего мышления, а красный его сужает и концентрирует? Хотя учёные дают точного ответа, нам это кажется очевидным — синий ассоциируется с небом и морем — двумя огромными открытыми пространствами.
3. Делает вас физически сильнее
Во время одного эксперимента студентов попросили попробовать свои силы при помощи силомера. При этом подавались зрительные сигналы на красном, сером и синем фоне. Когда фон был красным, молодые люди сжимали пружины быстрее и сильнее.
И хотя синий обычно обладает действием, противоположным красному, научные исследования выявили и у него несколько совершенно удивительных свойств.
Например, синий свет помогает вам проснуться… даже если вы слепой. Вам не надо даже «видеть» этот свет, он меняет химические процессы в вашем теле, даже если вы этого и не замечаете.
Более того. Люди, проходившие тесты на запоминание, достигали лучших результатов в ярко освещённом помещении с преобладанием синего светового спектра. Те, кто садился перед светодиодными экранами, излучавшими голубоватый свет, в некоторых случаях демонстрировали улучшение результатов почти на 70%!
К сожалению, все новые электронные устройства используют свет более короткой «голубой» волны — это комфортнее для глаз и продуктивнее. К сожалению — потому что голубое свечение может стать причиной бессонницы.
4. Исцелить вас
Специалисты из НАСА выяснили, что происходит, когда мы подставляем свои драгоценные клетки свету ближней инфракрасной части спектра (это чуть за гранью видимого красного света) и разработали технологию под названием, которая позволила оздоравливать клетки человеческого организма при помощи облучения длинными световыми волнами. Это устройство уже пробовали применять при лечении ожогов, диабетических язвочек на коже и многого другого и добились впечатляющих результатов.
Особенно успешным оказалось лечение поражений слизистой оболочки полости рта. От этих болезненных язвочек страдает от 5 до 15% больных раком после сеансов радиотерапии. В НАСА обнаружили, что всего лишь две недели терапии светом по 88 секунд в день ведёт к смягчению боли в 96% случаев.
У синего цвета тоже есть кое-какие козыри. Он крайне неприятен для микробов и может «остудить» кипящие страсти.
5. Ну и, наконец, цвет влияет на то, что вы покупаете
Когда компании тратят миллионы на то, чтобы нарисовать логотип и подобрать для него цвета, то делают это не потому, что им больше некуда девать деньги. Всё это делается для того, чтобы грамотно нажимать на наши с вами цветные «кнопочки».
Взять, например, интернет-магазины. Оказывается, люди охотней отовариваются на страницах с красным фоном — но только тогда, когда видят действительно конкурентоспособный товар. А ещё они будут осторожничать, и искать возможность извлечь выгоду.
Совсем другое дело, если фон страницы — синий. Он пробуждает в человеке щедрость и желание делать больше покупок.
Кроме того, опыт работы магазинов и несколько разных исследований показали, что голубое окружение подталкивает покупателей чаще тратить свои денежки прямо сейчас, реже откладывать покупки на потом и вообще проявлять больше решимости при выборе товаров.
Людей очевидно притягивают яркие и тёплые тона, но, тем не менее, холодные оттенки голубого и зелёного большинству людей кажутся позитивными и приятными. Они создают ощущение безопасности.
И не то, чтобы синий как цвет для рекламы срабатывал в 100% случаев — это зависит от продукта. Поскольку красный делает нас бдительней и осторожней, то компании используют его для продвижения продуктов, которые призваны «бороться» с чем-нибудь, с муравьями там, или с тараканами.
А вот если ваш товар должен «предотвратить» или «защитить», то синий справиться с этим как нельзя лучше.