Войти

Почему Париж называют «Серой розой»?


Что же в этом городе такого, что заставляет нас замолкать и улыбаться, вспоминая? Не бульвары, не площади и не кафе с маленькими столиками на тротуарах нешироких улиц, не дома и не памятники, хотя и это тоже, без них никак. Но общий облик размыт, как на картинах импрессионистов, виден лишь фон - серый с отблесками розового, сиреневого, бежевого… Прав был Волошин своим «В дождь Париж расцветает, словно серая роза...». Город красив строгой красотой розового бутона, однотонный, окрашенный парижским переменчивым светом, который заставляет дома, выстроенные из серовато-бежевого ракушечника, выглядеть то розоватыми, то голубыми, то белыми, и блеск его - это блеск перламутра, а не никелированного чайника.

Обратившись к цвету, видим, что обычно серый цвет символизирует смирение, отречение, безразличие. Но не случайно на многие языки «серый» и «седой» переводятся одинаково. А седина - это уже и мудрость известная, и достоинство, и особый взгляд на мир. И бес в ребро, не без этого. Все как нельзя более точно отражает характер этого города. Достоинство, независимость от общественного мнения и... легкость бытия. А роза? Одним из значений этого символа является осторожность и благоразумие. А еще существует давнее поверье, что розы уменьшают потребность распускать язык при неумеренных возлияниях. Постепенно это перешло в традицию рисовать или помещать живую розу над местом разговора, как указание, что беседа приватная, не для передачи прочим лицам.

Благодаря Дэну Брауну теперь всем известно выражение sub rosa, «под розой». И благоразумие в Париже - ой, как требуется. Равно как и требуется помнить о том, что ваша встреча - дело очень интимное, и делиться подробностями до конца просто некрасиво. Роза - символ сердца, центра мироздания, безукоризненности, совершенства, любви романтической и любви чувственной. Ну разве это все не о Париже? И если бы только это! Обратимся к архитектуре, обратимся к административному плану, наконец. Во всем можно найти розу. Это и окна-розетки многочисленных церквей, это и топография города, закрутившего свои аррондисманы в огромную спираль. Спираль главенствует, являя собой символ вечного изменения, развития, движения, жизненной силы, сжатой энергии. Она увлекает за собой берега, которые меняются местами, заманивают, и ты обнаруживаешь с удивлением, что не знаешь не только, на каком ты сейчас берегу, но и где у тебя правая рука, а где левая. Ты идешь, вбирая розу из мостовых, из цветников, из витражей, и благодарен за эту бесконечную карусель.
Мне нравится
26