Бхопал: как за 72 часа уничтожили более 8 000 человек
Случилось это в декабре 1984 года, а именно — ночью со второго на третье число. На территории завода, изготавливающего пестициды, в результате аварии случился выброс паров высококачественного сырья — метилизоцианата. Предприятие принадлежало американцам, химической корпорации Union Carbide, и было построено в 1969 году.
Очень ядовитое вещество хранилось в трех огромных резервуарах, частично погруженных в землю. Один из них перегрелся. Стоит отметить, что для закипания метилизоцианата достаточно 39°С. По мнению директора завода тех лет, к трагедии привел разрыв аварийного клапана.
Свыше 2 тонн вредных паров тучей нависло над густонаселенным Бхопалом, где проживало свыше 900 000 человек. Многие жители отравились и умерли, а выжившие до сегодняшнего дня страдают от хронических заболеваний, передающихся по наследству.
Из воспоминаний
Живущие неподалеку от завода люди рассказывают: «в ночь газа» их разбудил ужаснейший запах. Чуть позже возникло жжение в глазах. Казалось, будто в них насыпали жгучего перца. Время шло, запах усиливался, жжение переросло в боль, появились одышка и рвота. Несчастные пытались быстрее покинуть опасное место.
Хазира Би вспоминает: люди валились на землю, изо ртов шла пена, а глаза не открывались. Все в панике бежали из домов. Многие были в ночной одежде. По улицам метались испуганные толпы, но вместо спасения все получали еще большую дозу отравленных паров.
Воспоминания инспектора полиции
В 2009 году своими воспоминаниями поделился человек, служивший в год трагедии главой полиции. С его слов, газ оказался тяжелее воздуха и быстро расползся не только по заводской территории, но и по городским улицам. Когда с химического предприятия донесся вой сирен, люди закричали «Газ! С завода вырвался газ!».
Ахмед Хан рассказывает: все задыхались, глаза жгло так, что невозможно было терпеть. В густом тумане нельзя было понять куда бежать, а с завода выли сирены. Началась паника. Гибли дети, их матери, целые семьи.
Городская больница в считанные часы переполнилась пострадавшими, но людей продолжали привозить. На улицах лежали трупы тысяч погибших птиц и домашних животных. Скорость заполнения городских моргов была не меньшей, чем больниц.
Отставной начальник полиции утверждает: градоначальники «онемели» от масштаба катастрофы. Более ясно его позволил увидеть наступивший рассвет, когда вместе с подчиненными и коллегами он начал собирать погибших. Они были везде. Люди не знали, как действовать, а трупы прибавлялись.
Количество жертв
За первые трое суток после взрыва погибли свыше восьми тысяч горожан, но люди продолжали тысячами умирать в течение нескольких месяцев. Сколько на самом деле было жертв – неизвестно, но цифру в 8 000 давно оспорили и утверждают, что она занижена.
Теперь в Бхопале постоянно рождаются дети с врожденными аномалиями. За несколько лет их количество достигло по одним подсчетам 15 000, другим – 20 000. Учетом больных новорожденных занимаются благотворительные организации, деятельность которых направлена на оказание помощи тем, кто страдает от последствий трагедии.
По некоторым данным, от 500 до 600 тысяч человек страдают болезнями, спровоцированными действием вредного вещества. К этим заболеваниям относятся рак, слепота, почечные и печеночные заболевания.
Последствия
Руководство Union Carbide в 1989 году выделило правительству Индии 70 миллионов долларов, хотя ущерб был оценен в более, чем три миллиарда.
На месте завода остались руины. Теперь территория заброшена. В 1989 году ее национализировали.
По словам защитников природы, почва и вода в районе завода отравлены до сих пор. Но правительство штата Мадхья-Прадеш оспаривает это и утверждает, что там безопасно.
Через четверть века со дня трагедии людей, руководивших Union Carbide, в количестве восьми человек, включая бизнесмена Кешуба Махиндру, главу индийского филиала компании, привлекли к ответственности. Их обвинили в причинении смерти по неосторожности, приговорив к двум годам тюрьмы.
Но наказание коснулось не всех. Главного обвиняемого, Уоррена Андерсона, работавшего председателем правления компании, отпустили под залог, а он быстренько покинул Индию. Вернуть его не удалось. Правительство страны официально назвало его «беглецом от правосудия».