Войти

Фрэнсис Форд Коппола: «Не надо делать кино из книг. Кино надо писать с чистого листа»

7 апреля - 79-й день рождения отметил Фрэнсис Форд Коппола — режиссер, ответственный за целый ряд фильмов, которые принято признавать лучшими в истории.

История Фрэнсиса Форда Копполы чем-то напоминает хронику упорных затяжных боев, в которых режиссер всегда стоял один против всех. По его собственным словам, именно детство, которое якобы должно быть счастливым, научило его «давать жизни сдачи». Фрэнсис хотел одного, а судьба упрямо заставляла его смиряться с прямо противоположным.

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Детройте в семье композитора и актрисы. В детстве ему не суждено было веселиться, как другим ребятам, так как в 9 лет он оказался прикованным к постели полиомиелитом. Целых полтора года мальчик был изолирован от общества, и после болезни одна нога оказалась немного короче другой. Так что парень навсегда попрощался с бойкими и шумными играми. Однако он нашел способ занять свое свободное время: соорудил в подвале некое подобие киностудии.

Родители не хотели, чтобы сын пошел по их актерским стопам, но и не запрещали ему заниматься в школьном драмкружке, — ведь он был всего лишь осветителем: возился с прожекторами, изобретал простенькие спецэффекты. После просмотра немой черно-белой картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» юноша окончательно понял, что будет заниматься только кинематографом. С того самого момента Фрэнсис просто «помешался» на кино: он продал машину и взамен купил 16-миллиметровую камеру. Вместе с ней он прямиком отправился на кинофакультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

При Роджере Кормане Коппола успел побывать и звукорежиссером, и сценаристом, и даже мойщиком машины босса.
После обучения в колледже Хофстра на факультете драматического искусства, Фрэнсис поступил на работу ассистентом к режиссеру Роджеру Корману. Первой работой Копполы стала перемонтированная им же советская картина «Небо зовет». Новоявленный режиссер попросту вставил несколько доснятых киносцен и уверено выдал фильм под названием «Битва за пределами солнца» за свою работу.

После просмотра «Психоза» Альфреда Хичкока на Копполу словно нашло наваждение. Снятая за 9 дней картина «Безумие 13» — его первая режиссерская работа, произвела впечатление на многих людей, а среди поклонников фильмов ужасов лента стала в некотором роде культовой. Здесь же, на съемках, Фрэнсис познакомился со своей будущей женой. Обычно тихий и застенчивый Коппола был на таком подъеме, что сумел навсегда покорить сердце Элиноры Нил.

С этого момента напор и натиск стали фирменными качествами Копполы-режиссера. И еще, конечно, неукротимая жажда все делать по-своему. Он был просто в ужасе от того, до чего чудовищно и глупо обстояли дела в мировом кино, построенном на финансах и коррупции. Фрэнсис был упрям и не желал играть по установившимся правилам, но нужно было кормить семью, в которой в 1965 году появился первенец Джан-Карло.Скрепя сердце, Фрэнсис Коппола стал работать на Голливуд: снимать кассовое кино и писать сценарии.

В 31 год на него «свалился» первый «Оскар» — за сценарий к фильму «Паттон». После этого карьера режиссера вышла на новый уровень. На «фабрике грез» заговорили о подающем надежды молодом таланте.

В 1971 году студия «Paramount» наняла Копполу в качестве режиссера для картины «Крестный отец». Сейчас это звучит странно, но Фрэнсис отбивался руками и ногами: «Избитая тема! Не моя! Не хочу!». «Paramount» отнеслась к нему с взаимным недоверием — наняла еще одного режиссера, чтобы Коппола понимал, что его в любой момент могут уволить. Студия была недовольна решительно всем: как идут съемки, набранными актерами, работой операторов. Фрэнсис постоянно был на грани нервного срыва. Элинор, бросив маленьких детей на няню, ежедневно приходила на съемочную площадку, боясь, что муж что-нибудь с собой сделает.
«Избитая тема! Не моя! Не хочу!» — отбивался Фрэнсис Форд Коппола от работы над «Крестным отцом»

Посмотрев готовый материал, «Paramount» раскритиковала его в пух и прах. Чтобы спастись от обрушившейся на него критики, Коппола взял себе срочный заказ на какой-то сценарий и уехал писать в Париж. По иронии судьбы премьера «Крестного отца» прошла без него.Выйдя на экраны в 1972 году, фильм с участием Марлона Брандо и Аль Пачино стал одним из выдающихся произведений искусства XX века.

Новаторство картины состояло в том, что в привычный жанр гангстерского кино, в котором действующие лица всегда были «одинокими волками», режиссер ввел столь важную для американцев тему семьи. Пока не угас шквал восторга от первой работы, «Paramount» уговорила Копполу взяться за продолжение фильма, вышедшего на экраны в 1974 году. Результат превзошел все ожидания: по мнению прессы и кинокритиков картина получилась более острой по социальной проблематике, чем первая. Посыпался град «Оскаров», один из которых получил отец режиссера, Кармине Коппола, совместно с Нино Рота, за музыку к фильму.

В 1976 году Коппола приступил к съемкам картины «Апокалипсис сегодня» по роману Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Это был фильм о вьетнамской войне — больной теме для всего поколения режиссера — с солдатами, джунглями, туземцами и вертолетами. Снимали на Филиппинах, изображавших Вьетнам. В условиях жары и тропических болезней съемки проходили неимоверно сложно. Случалось, Копполу не устраивал сценарий, и он переписывал целые сцены за ночь до их съемки. Кроме того, группа, включая режиссера, начала принимать наркотики, подсыпая их в еду.

Из-за переживаний Мартина Шина госпитализировали с инфарктом. Тем не менее, в конце 1977 года съемки были завершены, и спустя два года фильм вышел на экраны. Кровавая реальность вьетнамской войны была показана в картине с особой экспрессией, а эпизод вертолетной атаки на вьетнамскую деревню под аккомпанемент вагнеровского «Полета Валькирий» стал классикой мирового кино. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и два «Оскара», но сам Фрэнсис Форд Коппола, вложивший в постановку собственные деньги, почти разорился и был вынужден продать собственную кинокомпанию.

Чтобы завершить фильм «Апокалипсис сегодня», Коппола был вынужден заложить имущество собственной кинокомпаниила от работы над «Крестным отцом»

В 1987 году в семье режиссера случилась страшная трагедия: в результате несчастного случая на катере погиб его старший сын — Джан-Карло. Коппола работал над фильмом «Сад камней», когда ему в офис принесли ужасную новость. Он не отменил съемок и никогда больше не говорил о случившемся. Разговоров о сыне Фрэнсис избегает и сейчас, но вот небольшая деталь: долгие годы им владела страсть показывать фотографию внучки Джии, родившейся через 6 месяцев после смерти отца. Единственный раз Коппола обмолвился, что пережить трагедию ему помогли жена и врожденная любовь к жизни.

Лучшей работой Фрэнсиса Копполы 1983 года, несомненно, стала «Бойцовая рыбка». В этом же году он снял киноленту «Изгои». Хотя картины с финансовой точки зрения были неудачными, они открыли для мира кино целый ряд молодых актеров, которые вскоре стали звездами Голливуда: Том Круз, Микки Рурк, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи, Кристофер Пенн и Роб Лоу. Попытка «скрестить» гангстерский фильм с мюзиклом вылилась в яркий, захватывающий «Клуб «Коттон»», снятый в 1984 году.

Комедия «Пегги Сью вышла замуж», рассказывающая о случае переноса девочки во времени, получилась романтической и приятной, имела успех у зрителя, но была не очень запоминающейся. Вместе с Кэтлин Тернер и Джимом Керри режиссер снял в картине своего племянника Николаса Кейджа и свою единственную дочь Софию Копполу, которая пошла по стопам отца и тоже стала знаменитым режиссером.В дальнейшем Фрэнсис Форд Коппола поставил много фильмов, но ни один из них так больше и не повторил прежних успехов режиссера, хотя картина «Дракула» принесла хорошие кассовые сборы и признание актерам, снимавшимся в ней.

В 1997 году на экраны вышла юридическая драма «Благодетель», которая вновь дала почувствовать руку того великого гения, чьи прежние работы оказали огромное влияние как на кинематограф, так и на искусство в целом.

Мне нравится
24