Философия японского сада
Японские сады – прекраснейшее творение человеческих рук, там все находится в гармонии с окружающим миром. Сегодня облик традиционного японского сада можно встретить в любом уголке мира, поскольку он оказался наиболее оптимально сочетаемым с современными архитектурными формами.
В искусстве создания японских садов заключена в первую очередь идея достижения гармонии природы и человека. Вся глубина внутреннего мира человека, его духовной составляющей, и вечное стремление к поиску истины открывается сейчас с новой стороны и для жителей западных цивилизаций.
Через гармонию природы человек познает новые грани отношения к окружающему миру, к себе, своим ценностям и стремлениям.
В условиях тесноты больших городов, где даже крошечный участок, свободный от застройки, можно превратить в чудесный японский садик у дома, это искусство максимально отвечает потребностям многих людей в необходимости соприкосновения с вдохновляющим миром природы. Современные архитекторы, создавая новейшие урбанизированные здания, стараются включить в свои комплексы пусть и небольшие, но естественные вкрапления природных садовых композиций.
Создатели японского сада всегда стараются прочувствовать окружающий мир, пытаясь сделать свое творение частью его среды, тонко ощущая грань соприкосновения природы и искусства.
Но одновременно каждый создаваемый сад – это результат глубоких размышлений, напряженных усилий и серьезного духовного труда.
Поклонение японцев природе на протяжении веков выработало особое чувство уважения к окружающему миру и его понимание. Японская культура отличается тем, что человек в ней никогда не был покорителем природы. Ее изменчивость была поводом для размышлений, познания ее ритмов и закономерностей, смысла существования. Поиск гармонии с окружающим миром воспринимался как главное условие достижения гармонии внутри самого человека.
Создавая свои сады, ландшафтные мастера старались использовать материал, поставляемый самой природой, но при этом группируя и сопоставляя его таким образом, чтобы через маленькие формы передать величие окружающего мира.
Камни, растения, ручейки, расположенные на площади в несколько метров, могли олицетворять величие гор, бурлящих рек и мощных деревьев. Здесь сочетается все: внутреннее вдохновение, бурный полет фантазии, строгий расчет и совершенное владение языком символов.
Создавая свои шедевры, ландшафтные художники должны были учитывать все до мельчайших деталей: как будет отражаться луна в водах осеннего водоема, или как будут смотреться камни, когда на них будет лежать снег.
Палитрой им служили краски природы, которыми они научились пользоваться в совершенстве, передавая свое искусство из поколения к поколению.
Ландшафтный сад создается со строгим учетом каждого поворота дорожки, который должен был открывать перед человеком новый вид. В его создании используются совершенно иные приемы, чем при формировании миниатюрных садовых композиций.
Несмотря на определенные перемены, которые происходили в японском садовом искусстве, основные его принципы и законы остаются неизменными с присутствием трех основ: инь-ян, воды и камней.
Умение распределить правильно камни считается одним из основных в работе художника. Не меньшее внимание уделяется и обустройству водоема – второго важнейшего компонента сада.
Не менее тщателен и подбор растений: необходимо, чтобы они в совершенстве сочетались в разные времена года по форме и окраске. Наибольшим предпочтением пользуются сосны, символизирующие долголетие.
Из кустарников чаще выбирают азалии, камелии, хебе, из цветущих – дикую сливу или сакуру. Японские мастера достигли настоящего искусства в выращивании растений нужной величины с определенной формой кроны и пересадке их.