Колумб XX века Тур Хейердал
Будущий знаменитый путешественник родился 6 октября 1914 года в Норвегии, в городке Ларвик в южном Вестфоле, на западном побережье залива Бохус. Отец мальчика мечтал, чтобы сын стал продолжателем семейного дела, хозяином пивоваренного завода.
Но ребенок грезил о дальних путешествиях, необычных приключениях, необыкновенных открытиях «Из двух высоких окон моей спальни на втором этаже открывался великолепный вид на фьорд и спускающийся уступами город. Летом оба окна были распахнуты, и, когда взрослые думали, что я давно сплю, на самом деле я сидел и грезил на подоконнике. Услышу далекий звук рынды на отчаливающем судне — и стремглав к окну!
Мысли уносили меня вслед за пароходом к выходу из фьорда, дальше, дальше, в сказочные тропические края где-то там за скалами, которые были словно ворота в открытое море. За этими воротами простирался огромный, необозримый мир, еще не до конца изведанный людьми».
У 99 % населения мечты о путешествиям по необозримому миру не сбываются, но только не у Тура Хейердала.
В семь лет родители отдали любознательному ребенку в полное распоряжение сарай-развалюху, который Тур превратил в настоящий зоологический музей. Предприимчивый мальчик выменивал диковинных животных у своих друзей — сыновей моряков, которым отцы привозили их из дальних странствий.
После окончания школы Тур отправился в Осло, поступать в университет — на естественный факультет, где обучали специальности географа и зоолога. Но сухая теория была скучна, а Хейердалу хотелось изучать как «зеленеет жизни древо» — наблюдать животных в естественных условиях.
Недолго думая, молодой человек вместе со своей супругой отправляется в свое первое путешествие — изучать животных на острове Фату-Хива в Тихом океане.
Там они жили в бамбуковой хижине, а вместо посуды использовали раковины и скорлупу кокосовых орехов. Позже Хейердал написал в своей книге: «Мы ловили с ней всяких зверьков, насекомых и птиц, собирали фигурки божков и другие остатки исчезнувшей культуры. Особенно памятен мне один вечер.
Цивилизованный мир казался непостижимо далеким и нереальным. Уже в течение почти целого года мы были единственными белыми на острове, добровольно отказавшись от всех благ, а также и зол культурной жизни. Мы жили в хижине на сваях, ее мы сами построили под пальмами на берегу, а нашей пищей было лишь то, что нам давали джунгли и Тихий океан»...
Хейердал подружился с аборигенами и заинтересовался их жизнью. Вернувшись на родину, он заскучал. Но его энергичная натура требовала действия, и Тур нашел себе точку приложения сил — решил опровергнуть одну известную теорию.
По мнению ученых, острова Полинезии были заселены выходцами из Юго-Восточной Азии, приплывшими оттуда в незапамятные времена. Хейердал же считал, что они приплыли из Америки. Тур в своей версии опирался на древнюю перуанскую легенду, согласно которой вождь инков Кон-Тики, потерпевший поражение в войне, отступил со своими воинами к океанскому берегу, построил плоты и уплыл в океан, исчезнув бесследно.
Во время плавания случалось множество и забавных и неприятных приключений — например, нашествие муравьев «Был такой момент, когда нам казалось, что мелкие муравьи выживут нас с плота. Они жили в бревнах, и когда мы вышли в море и древесина стала влажной, они начали спасаться бегством и нашли убежище в наших спальных мешках. Они скоро заполонили весь плот, кусали и мучили нас так, что мы были готовы броситься в воду, чтобы только избавиться от них. Но по мере удаления от берега на плоту становилось все мокрее, и они поняли, что попали не в свою стихию. Лишь очень немногим муравьям удалось перенести путешествие».
7 августа плавание благополучно завершилось — плот пристал к полинезийскому атоллу Рароиа. Так была доказана возможность путешествия на допотопном суденышке на столь значительные расстояния.
О своем замечательном плавании Хейердал написал захватывающую, переведенную на множество языков, книгу «Путешествие на "Кон-Тики"». А документальный фильм об этом плавании был удостоен премии «Оскар».
Позже Хейердал продолжил свои исследования о возможных путях переселения народов с материка на материк и океанские острова. В 1953 году он отправился на необитаемые Галапагосские острова, где обнаружил остатки культуры, свидетельствующей о том, что сюда задолго до появления европейцев приплывали мореходы-инки.
В 1955-1956 годах Хейердал занимался подробными археологическими исследованиями на островах Пасхи, Рапа-Ити и Маркизских островах. Благодаря своим находкам он определил, что эти места были заселены еще в IV веке до нашей эры. Тогда же исследователь провел интересный эксперимент. Старинные легенды утверждали, что колоссальные статуи острова от каменоломни, где их высекали рабочие, шли сами. Хейердал решил доказать, что так оно и было. Несколько рабочих передвинули передвинуть статуи так, чтобы казалось, будто они идут сами — после этого утихли слухи об инопланетном происхождении статуй с острова Пасхи…
В 1969 и в 1970 годах Хейердал организовал и возглавил экспедиции на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» от западных берегов Марокко к берегам Америки. Этим плаванием исследователь хотел продемонстрировать возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба.
В 1977 году Хейердал осуществил плавание на тростниковой лодке «Тигрис» через Персидский залив, из Ирака на северо-восток Африки. На лодке собрался удивительный интернациональный экипаж: норвежец, американец, итальянец, датчанин, немец, мексиканец, японец и даже русский — знаменитый впоследствии ведущий и писатель Юрий Сенкевич. Сплетенный из тростника «Тигрис» являлся точной копией шумерских судов. Путешествие закончилось печально — «Тигрис» оказался в зоне военных действий охвативших Ближний Восток и был задержан. Тогд команда в знак протеста подожгла свое судно.
В 1980-х годах Хейердал проводил свои исследования в Перу, где открыл целую долину древних пирамид.
В 1993 году на Канарских островах он обнаружил под холмами пирамиды, построенные гуанчами — древним народом, истребленным испанцами в XV веке. Все началось с того, что однажды Хейердал получил фотографии, сделанные на Тенерифе, на которых были видны странные холмы. Хейердал тут же отправился на Канары. В городке Гуимар он увидел эти странные сооружения, которые местные археологи считали просто грудой камней.
Исследователь обратился к астрономам, и те установили, что две линии пирамид ориентированы по солнцу — одна линия пирамид совпадает с линией зимнего солнцестояния, а другая — летнего. Это говорило о том, что гуимарские холмы являются творением человеческих рук. Хейердал начал раскопки и доказал — пирамиды действительно построены гуанчами. Путешественник так привязался к этим местам, что вскоре вместе с женой поселился на Тенерифе. Вскоре его стараниями здесь был открыт этнографический парк «Пирамиды Гуимар».
Неугомонный Тур не останавливался в своих исследованиях. Весной 2001 года Тур Хейердал организовал и возглавил археологическую экспедицию в Россию для подтверждения своей гипотезы о том, что предки современных норвежцев пришли в Скандинавию с берегов Азовского моря. Этой экспедиции была посвящена его последняя книга «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».
Тур Хейердал скончался в возрасте 87 лет, 18 апреля 2002 года в Италии. Летом 2001 года он перенес операцию на головном мозге, но узнав впоследствии об окончательном диагнозе – рак головного мозга, – Хейердал отказался от приема пищи и медицинской помощи и встретил последние часы в кругу родных в своем доме...
Наталья Трубиновская