Фуэте длиною в жизнь... Памяти Екатерины Максимовой
Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве. Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину: чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона.
Хрупкая большеглазая девочка, живая и подвижная, мечтала стать пожарником или кондуктором трамвая. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной! Мама Кати долго колебалась, прежде чем отвести девочку на показ в хореографическое училище.
В десять лет Катя поступила в Московское хореографическое училище. Еще в первом классе, поучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра – сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной.
У нее были великие педагоги. Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа.
"Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признавалась Екатерина Максимова. Потом - непревзойденная Галина Уланова - учитель и друг. Именно она выпускала на сцену молодую Катю.
Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Она была обидчива и строптива и доставляла учителям массу неприятностей своим непослушанием и дерзостью.
Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым - она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и дразнила его.
"С годами пройдет", – сказала Елизавета Павловна Гердт.
И действительно, "с годами прошло". Катя Максимова стала женой Володи Васильева. Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР.
"Было ли у меня желание бросить балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: "Господи, зачем мне это надо?! Я вставала, и нужно было идти в класс", - признавалась балерина в одном из своих последних интервью. Но она так и не нашла в себе силы бросить танцевать… Она считала, что "неважно, где танцевать, - важно танцевать". Не ждала самых выгодных предложений, не требовала наилучших условий, отказывалась или пыталась отказаться от многих ролей, которые все вокруг считали прорывом, за что заработала себе прозвище "Мадам Нет".
"Танец - это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое... Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк". Великое искусство танца - передать то, что невозможно выразить словами.
Екатерина Сергеевна Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.