Войти

Алексей Маресьев: «Я - человек, а не легенда»

20 мая исполнилось 102 года со дня рождения "настоящего человека" Алексея Петровича Маресьева.

« Я - человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, меня очень расстраивает.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Эту фамилию помнит практически каждый, рожденный в СССР. О его подвиге писатель Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Позже она была переведена почти на все языки мира, по ней сняли художественный фильм. Но, несмотря на всемирную славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком, героем и по званию, и по сути. И даже когда спустя годы у него спрашивали, что им двигало в те страшные минуты апреля 42-го, Алексей Петрович, который никогда не любил громких слов, отвечал просто: «Желание жить!»

Алексей Петрович Маресьев родился в многодетной семье,последним и имел слабое здоровье. Алексей часто болел малярией и по его собственному выражению был похож более на китайца, чем на русского мальчишку. Его мать воспитывала сыновей одна, так как отец, вернувшись с войны, скоропостижно скончался от ран. Он был окопным солдатам во время Первой мировой войны. Скромный доход матери и ее волевой характер, заставил мальчиков рано изучить и понять главные законы честной жизни. Заработок уборщицы деревообрабатывающего завода не позволял жить роскошно и мальчики с детства приучались к труду. В конце своей жизни Маресьев назовет добросовестное отношение к труду главным положительным качества человека. У Алексея Петровича в юности были серьезные проблемы с суставами, что доставляло ему немалые страдания. Боли были настолько сильными, что ребенок порой просто не мог ходить. Страдал мальчик и от мигреней. Точный диагноз Маресьеву так и не был установлен, однако, после переезда на Дальний восток болезни прошли сами собой. По словам самого Алексея Петровича, ему помог климат.

Следует упомянуть, что ехать по заданию партии на строительство Комсомольска-на-Амуре Маресьев не хотел и едва не потерял свой комсомольский билет, но спасли уговоры матери и родственников. Одна из знакомых сказала ему о возможности благотворного влияния природных условий этого края и юный Алексей согласился. Поправив здоровье, Алексей Петрович прилагал все усилия, чтобы стать профессиональным летчиком. Первые уроки он проходил на Амуре, затем, после вступления в военные ряды, был зачислен в авиационные погранотряд на Сахалине. Однако реальных полетов еще не было, они оставались лишь в мечтах молодого Алексея Петровича.Первый опыт полетов пришел к Маресьеву лишь в 1940 году в городе Батайске, во время пребывания в военной школе. Удача в настоящем бою нашла его позже в 1942. Упорное стремление стать отличным летчиком не прошло даром, Алексей Петрович был отличным учеником и усвоил все, о чем говорили ему преподаватели. Сбитые неприятельские истребители следовали один за другим. И уже к концу марта первого года боевых полетов на счету талантливого летчика было 4 неприятельских машины.

В апреле с молодым пилотом случилось несчастье. Его самолет подбили, и он, планируя до земли, намеревался сесть на занесенное снегом лесное болотце. Однако мощности машины не хватило, и она со всей силы рухнула на могучие стволы деревьев. Маресьев остался жив, но был серьезно ранен. По его собственным словам, лишь неукротимое желание жить позволило ползком добираться до своих в течение восемнадцати дней. Каким образом выжил Алексей Петрович никому не известно. Сам он не любил вспоминать об этом событии, и мало что рассказывал. Летчик дополз до деревни, где местные жители не сразу его подняли. Своим спасением Алексей Петрович обязан деревенским мальчишкам Малину и Вихрову, которые притащили его в дом. Селяне оказывали летчику посильную помощь, однако в деревне не было профессионального врача, и обмороженные ноги сильно воспалились. После его транспортировки в ближайший госпиталь, их пришлось ампутировать, так как развилась опасная для жизни гангрена.

Молодой мужчина был страшно подавлен, но железная воля не дала ему отказаться от дальнейшей военной деятельности. Маресьевым двигало совсем не стремление стать знаменитым или сделать карьеру. Этот удивительный человек сожалел о своей навязчивой и обременительной для него известности во многих интервью. Алексей Петрович был воспитан так своей благородной матерью, что не мог в тяжелую минуту для страны сделаться инвалидом и стать обузой. Он чувствовал себя полным сил и способным защищать свое отечество. Кроме того, Маресьев безумно любил небо, и диагноз врачей о непригодности становился приговором.

Алексей Петрович обязан своей дальнейшей службой в летных войсках исключительно своей силе воли и упорству. Старший лейтенант смог убедить не только себя в том, что он может летать и воевать, но и врачей. Наконец, в 1943 году его вновь отправили фронт. Человек, лишившийся обеих ног, оказался годным к службе и полетам. Эта была самая большая победа Маресьева и самый великий его подвиг.

На Брянском фронте командиры опасались выпускать в небо инвалида. Алексей Петрович очень переживал и, наконец, сам попросил дать ему шанс. Позволил вновь подняться Маресьеву в небо Александр Числов, став таким образом «крестным отцом» великого советского летчика. В кровавом сражении на Курской дуге Алексей Петрович подтвердил свое право на звание одного из лучших летчиков истребителей. На его счету после потери ног оказалось еще 7 вражеских самолетов, а по данным М.В. Быкова 8.Слава о безногом летчике герое быстро распространялась по военным частям и среди населения. В пятнадцатую Воздушную армию стали прибывать корреспонденты. В это время Маресьев познакомился с автором «Повести о настоящем человеке». Борис Полевой не решился дать своему герою истинное имя, так как всерьез опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь идеологический проступок, и повесть не будет допущена к печати. Так и появился всем известный Мересьев. Однако события, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романа с девушкой. Образ которой, тем не менее, понравился прототипу. Жена Маресьева также имеет непосредственное отношение к ВВС, поэтому выбора между небом и девушками Алексею Петровичу делать не пришлось. К слову, сам Маресьев не читал повести о себе, как он говорил: «Не довелось», хотя книга у него все же была.

Человек-легенда был не единственным прототипом Мересьева. На фронте воевали также Белоусов, Грисенко, Кисилев, Кузьмин, Сорокин, Белецкий, Маликов. Все они были лишены одной или двух конечностей и многие впоследствии отмечены званиями и орденами, поэтому Мересьев все же образ собирательный. Конечно, главный вклад внес в творчество Полевого именно подвиг Алексея Петровича.

1946 году Маресьева уволили со службы, хотя сам он об этом не ходатайствовал. Алексею Петровичу уже приходилось тяжело, так как начали сказываться старые раны, и он занялся деятельностью по обучению молодых летчиков. Последние его полеты состоялись уже в 50-х годах, это было завершение блистательной небесной истории героя.

Мы знаем Маресьева лишь как великого летчика, однако он также имел кандидатскую степень по истории, состоял в общественных организациях. До самой смерти этот человек не поддавался недугам и удивлял окружающих своей жизнерадостностью. Жил он небогато, но никогда не жаловался на судьбу, а, находясь на фронте, даже не замечал своих физических недостатков. Правда мечтал он управлять Аэрокоброй, но не мог, так как конструкция этих машин предполагает ножной тормоз, а с протезами это был слишком большой риск. Алексей Петрович - пример мужества, воли и жизнелюбия. Его не заставила отступить даже такое серьезное препятствие как потеря ног. Он шел к своей мечте, любил небо и жизнь, никогда не гордился своими победами и даже не считал их подвигами. Маресьев просто не представлял, что жить можно как-то иначе.

Мне нравится
51