Войти

Агриппина Ваганова.Икона русского балета

26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге родилсась Агриппина Ваганова.

В балете, пожалуй, трудно найти более легендарную и значимую фигуру, чем Агриппина Яковлевна Ваганова. По уникальной методике, ею созданной, до сих пор готовят будущих балерин. Однако путь Вагановой в искусстве был необычайно тернист.
Ее отец – отставной унтер-офицер – был капельдинером в Мариинском театре, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка с детства была увлечена балетом и мечтала о сцене. И в 1888 году, когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в балетный класс Императорского театрального училища в Санкт-Петербурге. После успешной сдачи экзаменов за первый год обучения А. Ваганова была принята на полный пансион, что стало серьезным подспорьем для небогатой семьи, в которой подрастали еще две дочери.

Позже Агриппина Яковлевна вспоминала, как ее угнетала бедность и как она всячески скрывала свое незавидное положение, когда нет даже мелких денег на самое необходимое. Вскоре глава семейства скончался, что наложило на начинающую танцовщицу особую ответственность перед близкими.

Первое время Агриппину не очень-то вдохновляли многочисленные повторения одних и тех же упражнений. Впрочем, постепенно она втянулась и поняла, что именно из этих однообразных мелочей и приемов складывается танец, а затем стала сама придумывать "танцевальные сюжеты".

По традиции учениц занимали в театральных постановках – дети играли небольшие роли в оперных и балетных спектаклях. С тех пор любимым балетом Вагановой стало "Лебединое озеро". У Вагановой не было выдающихся физических данных и сногсшибательной внешности, но зато было необычайное трудолюбие и любовь к балетному искусству. Благодаря своему упорству и целеустремленности она стала одной из лучших выпускниц 1897 года, и ее вскоре приняли в труппу Мариинского театра. Однако ведущих партий ей не давали.

Тем не менее, и в тех ролях, которые доставались Вагановой, она умела блеснуть, за что и получила негласный титул "царицы вариаций Императорского балета". Ее всегда отличали работоспособность, техничность и виртуозность исполнения.

Заглавную партию Ваганова получила лишь в ноябре 1911 года. А стать полноправной балериной – солисткой – в театре Вагановой помогли случай, твердый характер и умение исполнить любую "подсмотренную" роль без репетиций. В ноябре 1914 года во время спектакля знаменитая Тамара Карсавина повредила ногу, и Ваганову попросили продолжить сценическое действо.

Публика и критики оценили своеобразие танцовщицы. А затем Агриппина осмелилась сама попросить роль Одетты-Одиллии. И когда ее предложение было одобрено, она, зная все свои природные несовершенства, включилась в работу с необычайным рвением, оттачивая гармонию сценического образа. А про себя вдобавок отмечала то, что ей хотелось бы перекроить, будь она на месте балетмейстера.

Через много лет планы А. Вагановой реализовались – она внесла изменения в хореографию "Лебединого озера", сумев при этом не разрушить первоначальный замысел авторов.

Выступление балерины в "Лебедином" было очень удачным. Бесспорным ее успехом считается и партия Царь-девицы "Коньке-горбунке". Однако в возрасте 36 лет Ваганову отправили на пенсию, хотя она могла и хотела работать. Ее прощальным спектаклем в 1916 году стал балет "Ручей", и не было тех, кто не жалел бы об уходе со сцены этой талантливой женщины.

Мешало Вагановой и то, что она не была "балериной" балетных законодателей тех лет – Мариуса Петипа и Валерия Фокина. Так что ее судьба в качестве исполнительницы была несправедливо горькой, а творческий потенциал во многом оказался неиспользованным. Позже А.Я. Ваганова вспоминала: "Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины".

Еще в годы ученичества Агриппина всячески старалась понять и перенять мастерство лучших танцовщиц. Это творческое осмысление, надо полагать, позже помогло ей в педагогической деятельности. Рассказывают, что когда одна из заезжих итальянских балерин исполнила невиданный по тем временем трюк в 32 фуэте, то лишь одна Ваганова смогла сходу его повторить без сучка и задоринки. При этом чувство признательности к своим наставникам Агриппина Яковлевна сохранила на всю жизнь.

Поклонников у Агриппины было предостаточно. Она привлекала мужчин живостью, непосредственностью, независимостью суждений и умением развеселить кого угодно. Но ее избранником для серьезных отношений стал человек совершенно другого, не богемного круга, и с искусством он был никак не связан. К тому же у отставного полковника Андрея Александровича Померанцева уже была семья. Поэтому официально брак влюбленные не оформляли. В 1904 году у них родился сын Александр, и отец оформил усыновление, чтобы у мальчика в метрике не было прочерка.

У Агриппины Яковлевны и Андрея Александровича была существенная разница в возрасте, да и характеры у них были совершенно разные – она темпераментная, энергичная, порой взрывная и резкая, а он спокойный, тактичный, заботливый и мягкий. Можно сказать, что Померанцев внес в жизнь Вагановой покой и стабильность. Через несколько лет пара взяла к себе в дом еще двух ребятишек – осиротевших детей сестры Агриппины Яковлевны. Жили они все вполне счастливо, но сначала началась Первая мировая война, а потом пришел 1917 год с его революционными событиями. Перемен Андрей Александрович не вынес. Не зная, как жить дальше, он застрелился.

И все заботы о близких в то трудное время легли на плечи Вагановой. Она хваталась за любую возможность заработать, выступала перед зрителями за дрова и продукты. Вот где ей в очередной раз пригодился твердый характер. Так начался новый виток в судьбе будущей легенды.

Необходимо заметить, что на заре советской власти балет был признан искусством чужеродным, непролетарским, большинство артистов эмигрировало, и казалось, что русского балета больше не будет.

Однако постепенно ситуация менялась, и в Петербурге стали открываться небольшие хореографические школы. В одно из таких заведений Ваганова и пошла преподавать. А в 1921 году ей повезло – она смогла войти в штат Театрального училища, которое закончила сама, и всеми силами постаралась сохранить классический балет.

И тут в А. Вагановой раскрылся дар уникального педагога. Каким-то необыкновенным чутьем она распознавала в ученицах выдающиеся способности, а потом ловко оттачивала природные задатки, доводя их до совершенства, и камуфлировала недостатки.

Ученицы Вагановой навсегда вошли в "золотой фонд" мирового балета – Марина Семенова, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко, Ирина Колпакова… Всего Агриппина Яковлевна подготовила 29 выпусков, а также помогла отточить мастерство уже состоявшимся артисткам.

Майя Плисецкая считает А.Я. Ваганову, с которой ей посчастливилось заниматься непродолжительное время, непревзойденным педагогом. Она писала так: "Ваганова обладала уникальным педагогическим даром, она знала о человеческом теле, о возможностях мышц все. Знала, как нужно танцевать, и умела показать". А затем добавляла, что у Вагановой были аналитическая мудрость и профессиональное ясновидение, она раскрывала тайны классического танца и как по волшебству преображала балерин буквально одним замечанием. Недаром знаменитым стал и класс усовершенствования балерин под руководством Вагановой.

Ваганова была строга и требовательна, она хвалила сдержано, ругала безжалостно, но ей смотрели в рот и слушали, затаив дыхание, потому что другого такого гениального мастера не было и нет.

Занятия ее не были рутинными, а задания – бессмысленными. Ученицы должны были работать не только физически и точно выполнять все упражнения, но и обязаны были "включать мозг", т.е. понимать, что и зачем делают, а также осознавать, какой результат в итоге должен получиться. Система Вагановой – это глубочайшая продуманность и насыщенность учебного процесса.

Мне нравится
71