Как жили индейцы до Колумба
Из-за приключенческих фильмов, умильных цитат в интернете и книг, написанных колонизаторами во времена активной колонизации, средние представления европейца о коренных жителях Америки довольно стереотипны. Даже понимая, что Южная и Северная Америки отличались друг от друга историей, многие очень смутно представляют себе, как именно выглядели эти отличия. Кажется, на юге ели картошку и кукурузу, а на севере — мясо дичи… Так?
Земледельцы на юге и охотники на севере
Многие сельскохозяйственные культуры пришли в Европу именно из нынешней Латинской Америки. Это кукуруза, картофель, помидоры, тыква и некоторые другие овощи. Но сельским хозяйством занимались не только жители Южной и Центральной Америк. Индейцы Великих Озёр (территория нынешней Канады) питались в основном дикорастущим рисом, собирая его по озёрным берегам и болотам. Причём риса росло так много, что его удавалось обменивать на что-то полезное во время торговых встреч с другими племенами.
Несмотря на стереотипы, до знакомства с европейцами главной едой для жителей нынешнего Перу были не картошка и кукуруза, а фасоль, богатая не только сытным крахмалом, но и белком. Фасоль считалась настолько важной, что узорами из фасоли расписывали лица самых почитаемых богов.
Часть индейцев Северной Америки жила осёдло и выращивала тыкву и подсолнечники, не считая кукурузы и фасоли. Подсолнечное масло очень ценилось племенами Северной Америки как средство для укладки волос, оно было важной статьёй торговли между осёдлыми индейцами и кочевыми племенами прерий и лесов. А на территории Калифорнии очень важным продуктом были жёлуди. Из них добывалась мука, которую смешивали с мукой из злаков, чтобы печь хлеб.
При этом вовсе не обязательно те культуры, в которых активно занимались сельским хозяйством, владели плодородными землями. Многие территории были или каменисты и засушливы, или заболочены. Индейцам приходилось прикладывать смекалку, чтобы выращивать себе еду, и серьёзно вмешиваться в экосистемы. Например, они устраивали сложную систему террас с полями и огородами на склонах гор или вылепливали из илистой грязи искусственные острова среди озёр, чтобы было, куда сажать овощи.
У индейцев знали государственность только три народа
Когда говорят о доколумбовой государственности в Америке, вспоминают три империи: ацтеков, майя и инков. Но на самом деле кроме этих стран в Америке существовало ещё много государств поменьше размером. Одни из них оказались в конце концов завоёваны более сильными соседями, другим удавалось годами или веками отстаивать свою самостоятельность.
Свои государства были, например, у тольтеков, моче или народа, который называют анасази — он создал богатый город-государство, в которым стояли многоэтажные дома и от которого к вассальным деревням шли широкие прямые дороги. Этот город разорился, потому что индейцы-анасази разорили всю окружающую природы. Увы, но гармония с природой и бережное отношение к её ресурсам — тоже только стереотип. Каждое племя брало от окружающей природы всё, что только получалось.
Другой популярный стереотип — что все индейцы вне великих империй жили или в типи (вигвамах), или в шалашах. Дома для всей семьи строили, например, ирокезы, пауни и арикара. Представители культуры, которую позже назвали Меса-Верде, построили в скалах гигантский дворец на всё своё пятитысячное племя. Строили дома в горах индейцы культур хохокам и могольон.
Притом племя могло быть оседлым и не знать домов, продолжая устанавливать вигвамы, как их кочевые предки. Так было с индейцами оджибве, большая часть которых жила селениями на одном месте и выращивала кукурузу и другие овощи.
В индейском племени все друг друга уважали и до европейцев не знали пьянства и наркомании
Если начинать обсуждение пороков с наркотиков, то вернее будет сказать, что у большинства индейских племён употребление наркотиков строго регулировалось — допускалось только по праздникам, или только во время обрядов, связанных с рождением, смертью или инициацией. Также более свободным было употребление наркотиков для представителей духовенства (шаманов и жрецов) — им требовалось вовремя связываться с духами или богами, чтобы узнать ответ на актуальные вопросы. И это не были вопросы о смысле жизни. В основном шаманы и жрецы пытались понять, какой день лучше всего для того, чтобы напасть на соседей, или сколько людей надо принести в жертву, чтобы боги прекратили засуху.
Все поселения и государства, знавшие сельское хозяйство, умели готовить алкогольные напитки разной крепости, от слабой браги до чего-то вроде крепкого пива из кукурузы. У иных народов употребление алкоголя тоже строго ограничивалось праздниками и ритуалами, но в некоторых племенах было нормально выпивать сразу, как только появится такая возможность. Алкогольные напитки готовили не только из злаков и ягод, но даже из бобов какао!
Что касается уважения друг к другу, то, во-первых, практически все индейцы знали, что такое рабство (у кочевых индейцев рабами обычно становились захваченные дети и женщины и единственным шансом вырваться из рабства было кому-то приглянуться настолько, чтобы тебя взяли в жёны, мужья или сыновья). Во-вторых, у многих индейцев все женщины, кроме жриц и шаманок, были в рабском положении, и дело не в том, что они не имели права голосовать. Они обязаны были терпеть любое обращение, делать любую работу и таскать на себе грузы, включая оружие мужа. Старух в таких племенах считали обузой.
Генетический анализ показывает также, что индейцы постоянно, поколениями, продавали (или отдавали за выкуп) своих или захваченных женщин в жёны и наложницы друг другу. Одни и те же материнские генетические маркеры можно найти в США, Мексике и Перу.
Индейцы лечили все болезни магией
Магические ритуалы были важной частью индейской медицины, касалось ли это развитых империй со сложной чиновной системой и социальной политикой или самых примитивных племён. В то же время, индейцы надеялись и на лечение травами, хирургию и даже антибиотики, если вести речь о государстве инков. Собственно говоря, то, что инки знали пенициллин и дало им возможность поднять хирургию до высот, недоступных обнаружившим их европейцам. Кроме того, ацтеки применяли обезболивающее во время родов.