Промышленник и основатель династии Демидовых
Никита Антуфьев.
5-го апреля 1656 года в семье тульского кузнеца появился на свет будущий русский промышленник Никита Демидович Антуфьев. Обывателю этот человек известен под фамилией Демидов, образовавшейся, по-видимому, из его отчества.
Отцом Никиты Демидовича был довольно известный в среде тульских мастеров кузнец Демид Антуфьев, проживавший в небольшом пригородном селе Павший. Уже в семнадцатом веке село было известно качеством и объемами производства железа. Существует также версия о том, что отец Никиты Демидова был беглым крестьянином, спасавшимся от набора в рекруты.
Молодой Никита Антуфьев продолжил фамильную традицию и уже в конце 1660-х годов трудился в качестве кузнеца в оружейной слободе. В основном он изготавливал ружейные стволы. Коммерческая жилка и деловые качества позволили быстро накопить капитал. Первый чугуноплавильный завод Демидов построил в 1964 -1965 году на реке Тулице. Строительство осуществлялось исключительно на собственные средства. К этому моменту семья Антуфьевых уже считалась весьма зажиточной, а сам Никита Демидович славился предприимчивостью и целеустремленностью. В 1691 году Никита Демидович со старостой и другими выборными оружейниками отправляется в Москву с целью защиты интересов промышленников при разрешении земельного вопроса.
Посещение столицы во многом повлияло на дальнейшую судьбу Никиты Демидовича – завязались выгодные связи, был частично решен вопрос с землей и капиталовложениями. Немногим позже состоялось знакомство с царем Петром I. Сегодня мнения историков о дате и обстоятельствах встречи с русским государем расходятся. По одной из версий знакомство относится к 1696 году и связано с заказом на изготовление трехсот ружей по европейским эскизам.
Есть также мнения о том, что известность мастерства Демидова достигла царственной особы, и тот пожелал познакомиться с таким «нужным» для развивающегося государства человеком. Оружие, сделанное по государственному заказу, оказалось не просто дешевым и пригодным к использованию, оно ничуть не уступало качеством иностранным аналогам.
Уже в начале Северной войны летом 1700 года Никита Демидович мог позволить личное обращение к Петру Алексеевичу с челобитной о передаче ему крупного оружейного заказа. В это время администрацией Петра I уже велись переговоры о поставке с других крупным производителем, но решение было принято в пользу Демидова.
Его завод обязывался изготовить по государственному заказу 500 пушек, причем предложенная промышленником цена оказалась значительно ниже первоначальной. Кроме того, по требованию царя Никитой Демидовичем были предоставлены образцы, отличавшиеся безупречным качеством. В результате 2 января 1701 года царским указом Демидову был отдан не только желанный заказ, но и Тульский завод на правах бессрочного пользования с правом передачи его по наследству. Кроме всего прочего, Петр I наделяет Демидова правом строить новые предприятия на переданной ему территории.
За качество и надежность продукции, а также своевременность ее поставки промышленник получает от Петра Алексеевича обширные земли близ Тулы и участок в Щегловской засеке для добычи железной руды. Указанные территории были отданы ему c правом бессрочного пользования. Однако передача такого дорогостоящего имущества и землевладений со стороны государства имело далеко идущие вперед планы.
Во многом благодаря внутренней политике, которую проводил Петр I, в стране активно развивалась промышленность, в том числе и металлургия. Демидов с каждым годом увеличивал объемы производства, занимаясь усовершенствованием не только самого оружия, но и технологий его производства. К 1702 году выпуск ружей составил 5000 штук в год, из которых в казну сдавалось 2000 штук.
Удача вновь улыбается промышленнику и Невьянский завод 4 марта 1702 года передается ему в соответствии с указом Петра Алексеевича. Сам принять завод Демидов не смог, поэтому столь торжественное мероприятие было организовано его приказчиком. Далее предприимчивый заводчик по своему очередному ходатайству на имя Петра получает помощь в переселении мастеров вместе с семьями из Тулы на Урал. Большая часть тульских специалистов обосновывается и выстраивает деятельность нового завода в отсутствие Никиты Демидовича.
Дело в том, что сам промышленник выехать на Урал вместе с мастерами не смог, так как ему пришлось лично следить за исполнением очередного правительственного заказа. До осени 1702 года он был вынужден контролировать изготовление 8 000 первоклассных фузей. Заменить Никиту Демидовича оказалось некем, так как прежний староста оружейной слободы являлся неспособным к организации требуемого контроля за качеством, и был отстранен от работы. Опасаясь наличия брака в поставляемой продукции, Никита Демидович вынужден был взять контроль за производством на себя.
1702 год стал очень тяжелым для Демидова, его буквально разрывали на части. Необходимо было не только контролировать ход работы в оружейной слободе, но и обучать молодых специалистов. Кроме того, Невьянский завод на Урале уже должен был выпустить первую продукцию. Демидову был нужен ответственный помощник, на роль которого он и выбрал своего старшего сына Акинфия.
Акинфий возглавил уральское оружейное производство. Однако, по рассказам современников, сохранившихся до определенного времени, сын успешного промышленника оказался крайне жестоким и своенравным. Сегодня существует версия о том, что кроме оружейного производства Акинфий втайне от родителя занимался производством серебряных рублей. Однажды во избежание разоблачения ему пришлось утопить в Невьянской башне огромное количество людей, занятых на подпольном производстве. Правдива данная история или нет установить невозможно, но игнорировать ее было бы неправильно.
С января 1703 года первые партии пушек и железа с уральского завода начали поступать в Москву, в сентябре этого же года была поставлена и вторая партия пушечных ядер и прочей продукции военного назначения. Государственный заказ был закончен весной 1704 года, благодаря чему трудности в обеспечении российской армии оказались преодолены. В качестве поощрения Петр распорядился передать Демидовским заводам еще две волости в Верхотурском уезде. Готовая продукция направлялась в Москву водным путем по маршруту Ока, Волга, Кама. Суды с оружием и боеприпасами следовали через Казань и Лаишево.
Лишь в 1704 году Никита Демидович переезжает к Невьянскому заводу вместе со своей семьей. Вся его последующая жизнь связана с Уралом. Здесь разворачивается строительство новых производственных цехов, затем отдельных заводов, а также ведется активная разработка Уральских гор. Промышленник пользуется правом на покупку земли и вскоре его владения становятся одними из самых внушительных в регионе.
Вскоре подросшие сыновья Никиты Демидовича включаются в управление семейным делом. Сын Никита, например, организовал восстановление Дугненского завода в Алексинском уезде. Это предприятие было основано еще в 1707 году, но в полную силу заработало лишь с приходом Демидовых. Григорий Демидов вместе с отцом занимается строительством нового производства на реке Тулице.
В 1709 году промышленнику присваивают чин комиссара, в этом же году он открывает в Невьяновске «цифирную школу». Квалифицированных специалистов производству не хватало и Никита Демидович был вынужден самостоятельно готовить постоянно расширяющийся штат. В сентябре 1720 года его жалуют дворянским титулом. Герб династии Демидовых изображает три лозы в виде руды, серебряный молот и железа.
С 1715 года Демидовские заводы работают по контрактам не только с Канцелярией артиллерии и фортификации, но и со Столичным Адмиралтейством. Демидов берется также за доставку корабельного леса, для чего организует сплав дубовых сортиментов с волжских и свияжских пристаней из Казанской губернии до самого Санкт-Петербурга. При возведении северной столицы известный заводчик занимает одну из самых важных ролей в сфере поставок строительных материалов, и в очередной раз оправдывает надежды, возложенные на него Петром Алексеевичем.
В 1717 году промышленник получает место в Казани и строит торговый дом и склад «Демидовский». К тому времени уральские заводы Никиты Демидовича выпускают уже 2/3 всего металла в стране. Петр не раз высказывал удивление и удовлетворение деятельностью Демидова, именуя его не иначе как «славный кузнец». В адрес императорской семьи все чаще поступают дары в виде золота из сибирских курганов, а бывший простолюдин становится богатейшим и уважаемым человеком.
На склоне лет все управление Демидов доверил своим сыновьям, во главе которых встал старший Акинфий. Умер великий промышленник 28 ноября 1725 года в Туле, и был похоронен близ старой Никольской церкви. Позднее сын Демидова Акинфий финансировал храм Николы Зарецкого. Акинфий Демидов унаследовал от отца деловую хватку и впоследствии развил доставшееся в наследство производство.