Рыцарь печального образа
11 января народному артисту России Георгию Георгиевичу Тараторкину исполнилось бы 74 года.
Непревзойдённый актёр «театра Достоевского», тонкий исполнитель психологического репертуара, Георгий Тараторкин любим зрителями и по достоинству оценён российской театральной критикой. Родион Раскольников в постановке «Петербургские сновидения» Юрия Завадского, Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» (постановка П. Хомского), Ставрогин в «Бесах» (постановка Ю. Ерёмина) — каждую из этих его работ можно назвать шедевром театрального искусства, каждая из них внесла много новых штрихов в знакомые образы русского классика.
Георгий Георгиевич родился 11 января 1945 года в Ленинграде. Сама атмосфера города Достоевского, а также тяжёлые послевоенные годы, казалось, предопределили сближение будущего актёра с творчеством писателя.
Георгий Тараторкин с детства не мечтал о Мельпомене. Он родился в счастливый, но очень тяжёлый год Великой Победы в разорённом, но не сломленном Ленинграде. Когда мальчику было всего 7 лет, от тяжёлой болезни умер его отец. Мама осталась одна с двумя маленькими детьми на руках.
Дни напролёт она пропадала на работе, а в выходные водила детей в театры. Маленький Георгий завороженно смотрел на сцену, восхищался костюмами, удивлялся сюжету. Но актёром быть всё равно не хотел — он упорно твердил, что хочет стать учителем.
Затем, уже к окончанию школы, у него появилась новая идея — Тараторкин захотел быть художником. Но, поскольку соответствующего образования у юноши не было, устроился... электриком в родной ленинградский ТЮЗ, куда чаще всего водила его мама.
Юноша предполагал, что когда-нибудь он покажет свои работы театральным художникам, они придут в восторг и помогут ему выбиться в люди. Но художники оказались заняты своими делами, им было не до талантливого электрика, поэтому какое-то время Георгию пришлось повозиться с лампами, софитами, вилками, розетками. В качестве электрика он даже смог поучаствовать — практически сыграть! — в одном спектакле. Правда, самый первый выход на сцену у Георгия Тараторкина не задался.
По задумке режиссёра, в какой-то момент на сцене после очередного действа выключался свет, а затем менялись декорации — от электрика требовалось незаметно вынести стол с канделябром и удалиться. Георгий Тараторкин сильно волновался — он решил, что это очень ответственное задание. С утра привёл себя в порядок, надел отглаженные брюки и белую рубашку. Вечером во время спектакля сделал всё, как ему казалось, правильно: вышел, поставил, ушёл. Но спустя 10 минут за сценой раздались страшные крики и ругательства: «Это какой же идиот додумался выйти в темноте на сцену в белой рубахе?!»
Но, несмотря на то, что первый блин вышел комом, Тараторкин вскоре снова попал на сцену ТЮЗа — теперь уже в качестве актёра. Худой высокий электрик с большими глазами привлёк внимание руководства театра — молодому человеку внезапно предложили пройти творческое испытание и стать актёром студии при ТЮЗе. Конечно, он согласился: творчество манило гораздо сильнее, чем электричество.
После этого начинающий актёр переиграл в ТЮЗе немало спектаклей, прежде чем стать знаменитым. А известным Георгий Тараторкин стал после того, как... убил старушку. Правда, не по-настоящему, а перед кинокамерой в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» в образе Родиона Раскольникова.
По слухам, Лев Кулиджанов выбрал на роль Родиона Раскольникова Георгия Тараторкина не только за его актёрский талант, но и за чересчур болезненный внешний вид. В конце 1960-х актёр перенёс тяжёлую болезнь, у него даже отнимались ноги, он страшно похудел, глаза стали казаться ещё больше. Режиссёру очень понравилась такая «натура», и он без сомнений утвердил Тараторкина на главную роль.Благодаря этой роли 23-летнего Георгия Тараторкина узнала вся страна. В 1971 году он стал самым молодым в истории отечественного кинематографа лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. В том же году его наградили орденом «Знак Почёта».
После этого персонаж Родион Раскольников навсегда оказался связан с Георгием Тараторкиным. После ошеломляющего успеха картины и получения Государственной премии РСФСР ленинградского актёра пригласили в Москву, в Московский академический театр имени Моссовета к Юрию Завадскому — на роль Родиона Раскольникова в спектакле «Петербургские сновидения».
Вообще, в Моссовете Раскольникова в «Петербургских сновидениях» играл Геннадий Бортников. Когда на эту роль ввели новую кандидатуру — Георгия Тараторкина — театральный мир разделился: одни выступали за Бортникова, другие видели потенциал в Тараторкине. Дошло до того, что в центральной прессе актёров даже попытались столкнуть лбами, разобрав по косточкам игру каждого. Но, что удивительно, ни Тараторкин, ни Бортников на подобные провокации не поддавались.
Более того, после одного из спектаклей, в котором играл Георгий Тараторкин, к нему в гримёрку пришёл Геннадий Бортников, подарил коллеге букет цветов и поздравил с прекрасной игрой.Недоброжелатели смолкли, интриги забылись, а Георгий Тараторкин стал полноправным исполнителем Раскольникова на сцене театра Моссовета. И благодаря роли Родиона Раскольникова Георгий Тараторкин в 1974 году окончательно перебрался в Москву, поближе к жене и сыну.
Ведь со своей супругой, московской актрисой Екатериной Марковой (Галя Четвертак в картине «А зори здесь тихие») — с которой, кстати, он познакомился во время съёмок «Преступления и наказания» — Георгий Тараторкин в течение нескольких лет виделся не так часто — она играла в Москве в «Современнике», он — в Ленинграде в ТЮЗе. Семья воссоединилась только спустя несколько лет, когда ленинградский Раскольников стал московским.
По характеру ролей артиста по праву можно причислить к хранителям духовной культуры, раскрывающей миру облик истинной России.
Георгий Георгиевич Тараторкин ушел из жизни 4 февраля 2017 г.