Отец сыновей полка. Валентин Катаев
28 января исполнилось 122 года со дня рождения Валентина Петровича Катаева.
Будущий Герой Социалистического Труда родился в Одессе в семье учителя и приходился старшим братом писателю Евгению Петрову, которому в свое время и подсказал идею и сюжет «Двенадцати стульев», блестяще воплощенную братом вместе с Ильей Ильфом. Сам же Катаев, как часто случалось с будущими прозаиками, начинал с поэзии. Первое стихотворение — «Осень» — опубликовал гимназистом в 1910-м в газете «Одесский вестник».
Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье». В 1915 году, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт Первой мировой, был дважды ранен, отравлен газами. Притом активно выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне («Письма оттуда», «Наши будни», «Ильи Муромцы»). Нарастающий в умонастроении борющихся сторон тех лет протест против войны выражен в рассказе «Ночью», запрещенном цензурой.
В 1919-м Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. А возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Юрием Олешей, Эдуардом Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.
С 1922 года Валентин Катаев жил в Москве, став постоянным сотрудником газеты «Гудок». Параллельно печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» под псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. В раннем творчестве Катаева проявился своеобразный сплав реализма, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности. Особенно это проявилось в рассказах «Опыт Кранца», «Золотое перо», «Записки о Гражданской войне», где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего.
Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики», где главенствуют «архетипические» герои-плуты русской литературы, от гоголевских Хлестакова и Чичикова до Остапа Бендера. В те же годы Катаев определяет и другие свои «магистральные» темы: историко-революционную, сочетающуюся с автобиографической (рассказы «Отец», «Родион Жуков», «Море»), и продолженную повестью «Белеет парус одинокий», по которой вскоре был создан одноименный фильм режиссера Легошина. Отдал он немалую дань и теме строительства новой жизни — пьеса «Авангард» о создании колхозов и написанный после поездки в Магнитогорск, заметно укрепивший популярность писателя роман-хроника «Время, вперед!» Это своего рода литературный шлягер, полный динамизма, советского пафоса и веры в «созидательную энергию масс», созвучной с тональностью стихов Владимира Маяковского, подсказавшего Катаеву название произведения.
Будучи главным редактором журнала «Юность» (1957—1962), Катаев способствовал превращению его в рупор шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в том числе Василию Аксенову и Анатолию Гладилину).
Начиная с середины 1960-х, писатель словно обрел новое дыхание и создал цикл мемуарных произведений, который вскоре назвали «новой прозой» Катаева (повести «Святой колодец», «Трава забвения», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и особенно «Алмазный мой венец» (озаглавленный строкой из чернового варианта «Бориса Годунова» Пушкина), в котором известные писатели выведены под «знаковыми» прозвищами, например, Командор — Владимир Маяковский, Королевич — Есенин и т. п. Тогда весь читающий Советский Союз дружно разгадывал катаевские загадки-клички, особенно касающиеся тех литераторов, которые в Стране Советов были под запретом, скажем, Колченогий (это Владимир Нарбут) или тот же Мандельштам.