Николай Крючков. Парень из нашего города
13 апреля 1994 года остановилось сердце Николая Афанасьевича Крючкова. Актера, чье появление на экране вызывало повышенное сердцебиение у прекрасной половины нашей многонациональной страны. Он казался такой большой, такой добрый и такой надежный, что женщины смотрели на его героев и вздыхали: «Нет, не перевелись еще настоящие мужики!»
Как вспоминал актер: «Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила...» Он оказался единственным «живучим» – остальные шесть его братьев и сестер умерли, не прожив и нескольких лет.
Родился Крючков 6 января 1911 года, в Рождественский сочельник, наверное, это тоже сыграло свою роль. Во всяком случае, какая-то невидимая сила хранила его всю жизнь. И в подростковом возрасте, когда Николай не раз и не два выяснял отношения с помощью кулаков, и чуть позже, когда после нескольких лет отнюдь не примерного поведения, вдруг резко «взялся за ум». Кстати, у него была такая черта в характере: сказал, как отрезал! Так, например, в 1970 году, когда стало пошаливать сердечко, врач одной из московских больниц посоветовал актеру: «Завязывайте Вы с этим делом, Николай Афанасьевич, иначе «мотор» может не выдержать!» «Завязывать, говорите? – переспросил Крючков. – А что: плевое дело!» С тех пор он не выпил ни капли спиртного...
Москвичи, да и не только они, слышали, наверняка, о фабрике Трехгорной мануфактуры. Именно там Крючков постигал азы рабочей специальности, и был ни много ни мало – гравером! От него требовались зоркий глаз и твердая рука. И с ним нельзя было пошутить, мол, у тебя обе руки левые. Дело в том, что Крючков от рождения был левшой.
А по вечерам он бегал на репетиции в фабричный клуб и не гнушался никакой работы. Надо бить чечетку – пожалуйста, спеть – какие проблемы! А уж сыграть в самодеятельном театре – вообще милое дело. Кого он только не переиграл, разве что на старуху-процентщицу из Достоевского «Преступления и наказания» не замахивался. Ну, скажите, у какого Родиона Раскольникова на такую дюжую бабульку рука поднимется?
Очень много дали Николаю занятия в Театре рабочей молодежи (знаменитом ТРАМе). Именно здесь его заметил режиссер Борис Барнет, который приступил к съемкам фильма «Окраина». Это был один из первых советских фильмов, награжденный специальным призом Венецианского кинофестиваля. А 20-летний Николай Крючков в роли Сашки-сапожника стал узнаваем.
Потом были и другие фильмы Барнета, но звездным часом для Николая должна была стать роль начальника пограничной заставы в фильме Михаила Ромма «Тринадцать».
Когда Ивану Пырьеву предложили снимать кинокартину «Трактористы», он без колебания пригласил на одну из главных ролей Николая Крючкова. Его партнерами по фильму должны были стать уже популярный к тому времени Петр Алейников и Борис Андреев. И на фоне этих богатырей должна была блистать супруга режиссера – Марина Ладынина.
Пырьев, конечно, слышал о том, что Крючков иногда «срывается», но первое время актер держался, пока не поспорил с Алейниковым и Андреевым, мол, выпью 10 стопок водки без закуски и не опьянею! Поспорили. Крючков, действительно, опрокинул в себя десять стопок (как минимум, литр водки), поклонился коллегам и пошел спать.
Но сам фильм удался на славу. Весь квартет главных героев стал очень популярным в довоенном СССР, а песня «Три танкиста» превратилась в настоящий гимн этого вида войск.
А после этого Крючков стал, пожалуй, самым «снимаемым» актером. Причем в фильмах, которые имели большой успех. Достаточно вспомнить такие киноленты, как «Свинарка и пастух», «Котовский», «Член правительства», «Выборгская сторона». И пусть не все роли были главными, но кинозрители уже в каждом фильме искали своего любимца. Он заставил вспомнить о себе в двух кинокартинах – «Парень из нашего города» (по книге Константина Симонова) и «Небесный тихоход». Первый снимался в 1942 году и стал как бы «продолжением» «Трактористов». Все тот же бравый парень, опять танкист, вне всяких сомнений – герой. Фильм – один из самых популярных в период Великой Отечественной войны. А вот «Небесный тихоход» был посвящен летчикам (наверное, не без влияния Василия Сталина, с которым Крючков был дружен). И песня из этого фильма с задорными словами: «Первым делом, первым самолеты, ну а девушки? А девушки потом...» долгое время наряду с маршем «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» считался неофициальным гимном авиации.
Кстати, именно на съемках этого фильма Николай Афанасьевич познакомился с 20-летней Аллой Парфаньяк, игравшей одну из главных ролей. И хотя между ними была немалая разница в возрасте (13 лет), а также брак Крючкова с Марией Пастуховой, влюбленных это не остановило. Вскоре Крючков и Пастухова (исполнительница роли Надежды Константиновны Крупской в фильме «Рассказы о Ленине») расстались, а Аллочка родила Николаю Афанасьевичу сына.
Но быть женой Крючкова для Аллы Парфаньяк оказалось непосильной ношей. Ее можно понять: Николай Афанасьевич часто встречался с друзьями, и эти встречи обычно заканчивались застольями. В 1957 году она, забрав сына, ушла от знаменитого актера, к менее известному Михаилу Ульянову. Кстати, это был очень рискованный шаг: будущий киношный «маршал Жуков» тоже не был ангелом, когда за столом начиналась выпивка. Но Михаил Александрович сумел побороть себя, у них оказалась дружная семья, вскоре родилась дочь, словом, Парфаньяк удалось сделать из него «человека».
Через два года Крючков познакомился на съемках фильма «Домой» с Зоей Кочановской, заслуженным мастером спорта. Их взаимная симпатия закончилась официальным браком. Но счастье молодоженов оказалось очень коротким. Однажды Крючков с супругой и другом возвращались домой из поездки. Зоя попросила остановить «газик» на минутку и побежала купить губную помаду. Когда она возвращалась к машине, ее сбил невесть откуда взявшийся «студебеккер». Она скончалась на руках у мужа…
После этого Николая Афанасьевича некоторые время опекали друзья, боялись, что с ним может что-то случиться. А вернула его к жизни новая любовь – 30-летняя ассистент режиссера Лидия. Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Не сделав себе даже бутерброд.
А в остальном у них все было в полном порядке. Николай Афанасьевич души не чаял в дочке Эльвире, много снимался, накануне нового, 1981 года, ему в честь предстоящего 70-летия было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Помимо этого он был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
В 1985 году Елена Михайлова сняла продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказав о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя фильм «Верую в любовь» не повторил такого успеха, но был достаточно тепло встречен зрителями.
В конце жизни у Крючкова развилась опухоль в горле, он почти перестал говорить. Но в кинофильмах он так и остался Парнем из нашего города. Таким надежным и таким родным…