Непризнанный талант господина Голохвастова
25 лет назад, 28 апреля 1994 года, ушел из жизни Олег Иванович Борисов.
Родился Олег Борисов 9 ноября 1929 года в поселке Яковлевское, в живописном районе Плесса на высоком берегу Волги. Но матери в роддоме выдали не его, а... девочку. Подмену женщина обнаружила, принеся новорожденного домой. Дитя в охапку — и в роддом. А там говорят: "Ничего не знаем, надо было раньше смотреть". Едва уговорила пересмотреть младенцев. Отдали-таки ей парня, но предупредили: "Второй раз не приноси — менять не будем".
Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
После окончания школы почти все выпускники класса, в котором учился Олег, решили ехать в Москву и поступать в институт востоковедения. Но потом компания друзей передумала и подала документы в Школу-студию МХАТ. Однако был принят только Олег Борисов. Это было прекрасное и счастливое время.
Распределение Борисов получил в театр им. Леси Украинки. В Киеве он познакомился со своей будущей женой, Аллой Романовной, с которой они прожили душа в душу 40 лет.
"В 1956 оду у Борисовых родился сын Юрий
Он любил свою квартиру в Киеве, на бульваре Шевченко. Даже, частенько смеясь, рассказывал о вкусных пирожках, которые молодые актеры покупали на Андреевском спуске.В 1964 году Олега Борисова взяли в труппу Ленинградского БДТ имени Горького.
В кино Олег Борисов снимался с 1955 года на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет он сыграл в кино свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" — незадачливого плута Голохвостого. В 1999 году на Андреевском спуске в городе Киеве был поставлен памятник героям комедии «За двумя зайцами» – Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову.
В театре им. Леси Украинки, где тогда работал Борисов, у него было немало завистников.
Перед смертью Борисов сказал сыну Юрию о том, чтобы он не спешил публиковать его дневник, слишком много в нем сокровенного.
Книга «Без знаков препинания» (дневник актера) была издана в 1999 году, только через 5 лет после того, как не стало Олега Ивановича. Но комедийное амплуа за Борисовым не закрепилось. Хотя он умел шутить — и смешно, и зло.
Однако его комедийный талант остался почти не востребован. Начав работать в БДТ у Товстоногова, Олег Иванович, волновался, как молодой актер. Это было и понятно. Авторитет Георгия Александровича в театре был непререкаем. У Борисова было много вводов в спектакли, которые уже шли. А потом появились и новые роли.
Он с удовольствием играл в постановках «Тихий Дон», «Дачники», «Три мешка сорной пшеницы», «Кроткая» и др. Олег Иванович получил звание народного артиста, работая у Товстоногова. Он отдал БДТ 20 лет своей жизни. Но работы в театре у Олега Ивановича было мало. Некоторые актеры говорили, что Товстоногову был не по душе характер Борисова, хотя он видел, с какой дотошностью разрабатывал каждую свою роль актер.
Борисов не выпрашивал роли, он просто не способен был на это. Но и не увиливал от работы, не отказывался даже от эпизодов. Сплетен об актере ходило немного. Больше злословили, говорили о его неуживчивом характере, неумении ладить с начальством.
Друзей у Борисова было очень немного, среди них украинские футболисты Валерий Лобановский и Олег Базилевич, еще не тренеры, не великие, не мэтры. Благодаря им Олег Борисов полюбил футбол. А они полюбили театр, Лобановский вообще считал обязательным посещение ленинградского БДТ и для киевского «Динамо», и для сборной.
Стремительное превращение в звезду советского искусства обещало, казалось, мягкое покачивание на лаврах, ленивую снисходительность к товарищам. Но в нем всегда было такое бушующее, вырывающееся наружу достоинство ума, которое отличало многих актеров Товстоногова. Такими были Копелян, Луспекаев, Стржельчик, такими остались Юрский и Басилашвили.
Он был великим актером, который не побоялся взять себе за правило "умение быть некрасивым".
Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет" (1984) и "Слуга" (1988). Борисов мечтал иметь учеников, чтобы передать свои актерские секреты, но эта мечта, как и многие другие, осталась невоплощенной.
Однажды ему предложили курс в Школе-студии МХАТ — Казахскую студию. Но Борисов отказался: он хотел сам набрать талантливых молодых людей, а ему предлагали заниматься с "целевыми" студентами. Через год после работы в театре Советской Армии Олег Иванович ушел на пенсию и поселился у себя на даче. Не теряя чувство юмора, говорил близким: «Если бы я не был актером, то выбрал бы профессию садовника».
Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали. Олег Борисов умер от лейкемии 10 лет назад в возрасте 65 лет. Очень любил животных — похоже, больше, чем людей. Последняя запись в его горьких дневниках «Без знаков препинания»: «Как там на даче? Кешка, наверное, ждет не дождется хозяина. Вот бы скорее туда!» Запись датирована апрелем 1994. В мае Борисов умер, а июне этого же года умер и пес Кеша, на месяц пережив своего хозяина.