Почему в отелях всего мира предлагают именно шведский стол?
Шведский стол у россиян, прежде всего, ассоциируется с курортным отдыхом, с жизнью в гостинице или отеле. Ты спускаешься в ресторан, где уже ждут столы, уставленные всевозможными яствами, и можешь брать, что душе угодно.
Такой способ подачи блюд позволяет удовлетворить вкусы любого, даже самого привередливого клиента, а также накормить одновременно большое количество людей. Звучит банально, но родиной «шведского стола» действительно считается Швеция, а если быть совсем точным, то вся Скандинавия. Испокон веков в этом северном регионе было принято заранее делать обильные запасы еды: солить рыбу, коптить мясо, готовить блюда из овощей, грибов, ягод – словом из всего, что могло долго храниться. Во время праздников и пиров, предусмотрительные скандинавы просто доставали свои заготовки и прямо в больших мисках выставляли их на стол. Гости сами угощались, а хозяевам, освобожденным от обязанностей официантов, оставалось только поддерживать атмосферу праздника, непринужденного общения.
Именно из Скандинавии подобная подача пищи распространилась по всему миру. Чаще она применялась в придорожных трактирах и кафе. Путнику, спешившему на поезд, некогда стоять в очереди. У него может возникнуть вопрос зачем платить, если поесть уже не успеешь. Поэтому было удобнее, чтоб человек за фиксированную плату мог взять любое количество блюд.
Любопытно отметить, что выражение «шведский стол» употребляется лишь в России, да еще в нескольких славянский странах. Сами шведы называют его «бутербродным столом» или «закусочным». Ведь скандинавы часто предлагают легкие закуски перед основным обедом. А во многих странах Европы, он известен под знакомым нам словом – буфет.
Первым из россиян принцип шведского стола описал известный журналист и путешественник Константин Скальковский в 1880 году. Он вспоминал, что на столе лежала книга с привязанным карандашом. Каждый сам записывал, что съел во время трапезы и рассчитывал стоимость. Конечно, нередко случались и ошибки, недостачи. Но шведы считали, что лучше терпеть убытки, чем обидеть человека недоверием и контролем.
Конечно, подобное описание несколько идеалистическое для современных реалий. Сегодня существует два способа оплаты услуг шведского стола. Иногда клиенту предлагается заплатить за каждый подход к «скатерти-самобранке». Учитывается даже размер тарелки, порции. Но чаще посетитель платит определенную сумму и может подходить к столу сколько угодно. А во многих отелях шведский стол уже включен в стоимость номера и создается впечатление, что это «пиршество желудка» и вовсе бесплатно – весьма приятный бонус для туриста.